Подаяние птицам судьбы. "небесные похороны".фото

Тема смерти вовсе времена заботила умы человечества и это естественно, ведь по сути все, что у нас есть это жизнь и смерть. Во всех религиях к смерти относятся по-разному, одни посчитали, что погребение в землю будет наилучшим способом почтения памяти умершего, другие решили, что тела усопших нужно подвергать кремации, ну а третьи пошли дальше и просто стали скармливать бездыханные тела своих родственников грифам. Об этих и других интереснейших способах погребения читайте далее.

Китай. Парящие гробы

Народ бо, населявший современные провинции Сычуань и Юньнань, исчез с карты Китая столетия назад, не устояв в борьбе с династией Мин. От блестящей культуры бо почти ничего не осталось, только удивительные гробы, словно парящие вдоль отвесных стен. Возраст самого древнего захоронения составляет 2500 лет, а самые «свежие» были сделаны 400 лет назад. Гробы изготавливали из цельного куска дерева и поднимали на скалы, устанавливая в пещеры и расщелины, либо на вбитые в скалу опоры. Ученые дают несколько объяснений этому необычному погребальному ритуалу. По мнению одних, это делалось, чтобы ни животные, ни люди не могли до них добраться. По другой версии, таким образом народ бо старался обеспечить умершим легкий переход в другой мир, так как скалы считались лестницами в небо.

Южная Корея. Бусинки на память

Несколько южнокорейских фирм предлагают родственникам умерших людей необычную услугу: пепел после кремации обрабатывают очень высокими температурами, он кристаллизуется и превращается в бусины, которые затем окрашивают в сине-зеленый, розовый, фиолетовый или черный цвета - по желанию заказчика. Хранят их обычно дома в красивом флаконе.

Надо сказать, что сервис, несмотря на всю экзотичность, пользуется популярностью. А всему виной законы и традиции, между которыми корейцы оказались зажаты как между Сциллой и Харибдой. Дело в том, что конфуцианство, бывшее на протяжении столетий господствующей идеологией в Корее, требует ревностного почитания предков и обязательного погребения в землю. В то же время в ХХ веке в густонаселенной, но маленькой Корее назрел дефицит площади. И правительство начало пропагандировать кремацию как более «компактный» способ похорон. Финальную точку в этом поставил закон, принятый в 2000 году, согласно которому могилы получали «срок действия», равный 60 годам, после чего родственники должны убрать ее. Так что теперь только трех из десяти корейцев хоронят в землю по старым обычаям, а других ждет участь обратиться в пепел, ну или, если повезет, в цветные бусины.

Тибет. Скармливание останков грифам

Тибетцы верят в переселение душ, тело для них - лишь бренная оболочка, которая утрачивает ценность после смерти. Кремация или погребение в землю в Тибете малоосуществимо - под ногами скалы и почти нет деревьев. Неудивительно, что здесь возник такой необычный ритуал, как «небесные похороны» - скармливание останков грифам. Шокирующий для западного человека обряд проводится на особых площадках специально обученными людьми - рогьяпами. Могильщик острым ножом делает надрезы на теле и оставляет его птицам.

Грифы, по мнению тибетцев, выполняют две задачи: поедают останки и возносят душу на небо. Когда от тела остаются только кости, рогьяпа их дробит, смешивает с цампой (ячменная мука с маслом яка) и снова предлагает птицам. «Небесные похороны» практикуются до сих пор, хотя экологи и медики уже высказывают свое недовольство. Ведь грифам предлагают в пищу не только останки людей, умерших от старости или в результате несчастного случая, но и от заболеваний, включая такие как СПИД и грипп.

Бали. Кремация, достойная королей

Индуизм на Бали сильно отличается от индийского мейнстрима. Одной из таких балийских особенностей является обряд кремации «нгабен». Если средства позволяют, нгабен проводится спустя три дня после смерти. В противном случае тело хоронят в землю. Там оно может пролежать месяцы и даже годы, пока не будет собрана необходимая сумма.

Когда кто-нибудь умирает, родные продолжают относиться к покойнику как к живому, но спящему человеку. В назначенный день тело помещают в гроб, а тот, в свою очередь, - в носилки в виде храма (вада). Вад несут к месту кремации, причем процессия проходит максимально длинным путем, петляя по улицам. Балийцы верят, что это помогает ввести в заблуждение злых духов. Уже у погребального костра тело переносят из вада в саркофаг в виде черного быка, который и сжигают. Через 12 дней (или как только родственники смогут оплатить церемонию) прах торжественно развеивают над морем или рекой.

Амазония. Круг жизни

Племя яномамо обитает в сельве на границе Венесуэлы и Бразилии. Труднодоступность места обитания помогло им сохранить свои ритуалы и обычаи, порой кажущиеся шокирующими представителям западной цивилизации. Так, янамомо по сей день практикуют так называемый эндоканнибализм - поедание умерших соплеменников. На самом деле траурный пир - последний этап похоронного обряда. Вначале тело кремируют, затем кости дробят и вместе с пеплом складывают в горшок. Потом, обычно по случаю какого-нибудь праздника, из останков и бананов делают пасту, которую поедают всей деревней. Индейцы верят, что, если этот ритуал не будет проведен, душа навсегда застрянет между миром живых и миром мертвых.

Гана. Когда форма имеет значение

В Гане представители народа га могут заказать для умершего гроб любой формы так, как мы заказываем торт на день рождения. Mercedez-Benz - для успешного бизнесмена, автобус - для того, кто водил его при жизни, гигантская рыба - для рыбака, курица-наседка - для самой любящей и любимой мамы на свете. Традиция эта появилась в 1950-х благодаря курьезу. Правитель страны заказал себе паланкин (носилки в виде ложа и кресла) в форме орла, однако как раз в день доставки внезапно умер. Родственники недолго думая положили тело на эффектные носилки и в них и похоронили.

Сегодня мастерские гробовщиков-художников превратились в популярную туристическую достопримечательность, а их изделия (уменьшенных размеров) - желанные гости в частных коллекциях, музеях и арт-галереях.

Австралия. Сложная простота

В северной Австралии, где традиционный уклад жизни аборигенов сохранился лучше всего, похороны проходят в два этапа. Сначала тело умершего укладывают на специальной деревянной платформе, укрывают листьями и ветвями и оставляют на несколько месяцев. Затем оставшиеся кости окрашивают красной охрой. Их дальнейшая судьба зависит от верований конкретной группы аборигенов. Где-то хоронят, где-то помещают в пещеру, а аборигены полуострова Арнемленд торжественно складывают кости в «тубус» из полого ствола дерева, который устанавливают в специально отведенном месте. Для изготовления этих своеобразных гробов используют изъеденные термитами деревья, так что мастерам остается только обработать и расписать поверхность тотемными знаками. Аборигены верят, что этот ритуал помогает душе преодолеть полный опасностей путь в иной мир.

То, как мы смотрим на жизнь, прямо зависит от того, как мы видим смерть, как мы переносим утрату, какие ритуалы проводим, что остается в сознании окружающих людей после того, как они хоронят кого-то близкого. Как встречают смерть тибетцы? Этот загадочный край пережил влияние множества культур и религий. Строгие люди — наполовину смиренные монахи, наполовину кровожадные горцы — хоронят своих усопших особым образом. Погребальные обычаи Тибета, возможно, вызовут некоторый шок, но они совершенно логично вписываются в местную систему ценностей и традиции.

Как-то японский поэт написал стихотворение под названием «Утрата». В нем было всего три слова, но и их он соскоблил. Утрату невозможно передать словами. Наш привычный будничный мир, который кажется таким незыблемым, монолитным и тусклым, на самом деле очень хрупок. Малейшее отклонение в сторону способно его разрушить, изменить до неузнаваемости, и смерть — это единственная объективная реальность наравне с рождением, которая существует и ждет всех.

Размышления подобного рода никогда не находятся на поверхности. Глубоко в подсознании, сокрытый множеством социально приемлемых слоев, зиждется страх смерти, осознание неизбежного окончания этого существования. Окончание существования или существования этого тела?

Во многом отношение к смерти — это вопрос не размышлений, а веры. Как и любое настоящее знание, которое может быть приобретено только опытом. Например, можно сколько угодно объяснять кому-то, что молоко — это такая белая сладковатая жидкость, жирная и приятная на вкус, однако человек от этого не узнает, что такое молоко. Только попробовав молоко, можно узнать по-настоящему, что это, и никогда не забыть.

Как встречают смерть тибетцы? Этот загадочный край пережил влияние множества культур и религий. Строгие люди — наполовину смиренные монахи, наполовину кровожадные горцы — хоронят своих усопших особым образом. Есть четыре вида погребения для обыкновенных людей. Для монахов и прочих просветленных действует своя обрядовая система.

В отношении обычного тибетца, как правило, практикуются четыре вида погребальных обрядов: небесный, водный, древесный и земляной. Первые два схожи между собой так же, как и последние два. Несмотря на то что виды погребения варьируются в зависимости от местности, основная идея одна. Для взрослых — вернуть тело природе, позволив душе благополучно освободиться, для детей — сохранить тело как вместилище души.

Наиболее часто применяемый обряд — это небесное погребение, или bya gtor, «разделенный птицами» по-тибетски, проводимое на особых площадках в горах. После смерти труп располагают в положении сидя и лама читает сутры из тибетской Книги мертвых. Через три дня бригада могильщиков на рассвете относит умершего на специально предназначенную для этого площадку в горах. Труп, связанный в позе эмбриона и завернутый в саван, высвобождают. По всему телу делаются глубокие надрезы, чтобы птицам было проще отрывать куски плоти. Мгновенно учуяв запах, слетаются стервятники, обитающие в этих местах. После того как от умершего остается только череп и кости, все остальное разрубается на мелкие кусочки, чтобы птицы могли завершить начатую работу. Вскоре на месте не остается ничего. Считается, что, если птицы полностью поглотили останки усопшего, он вел безгрешную жизнь. Отдавая покойного стервятникам, тибетцы полагают, что возвращают тело умершего природе, что облегчает перерождение души и, кроме этого, усопший приносит свое тело в дар божествам и духам, которые воплотились в форму птиц, чтобы принять подношение.

Второй обычай — водное погребение — применяется реже из-за его трудоемкости. После смерти человека его плоть отделяется от костей и все вместе измельчается. Полученное смешивается с цзампой, прожаренной ячменной мукой, и скармливается рыбам, плавающим в окрестных водоемах. Именно из-за таких погребальных обрядов тибетцы не едят ни птицу, ни рыбу: они несут в себе часть усопшего, а только монстры едят себе подобных.

В земле хоронят детей до 14 лет. Подобный обычай, кстати говоря, есть и в Индии. Считается, что у маленького ребенка и душа маленькая, и если ее сразу отпустить, то она испугается от такого резкого перехода и не будет знать, что делать в состоянии между смертью и следующим рождением. Это затруднит успешное перерождение.

Древесное захоронение применяется к мертворожденным детям. Тельце пропитывается соляным раствором и, заключенное в клетку, подвешивается на дерево в надежде, что больше ни одного ребенка этой семьи не постигнет такая беда.

Как-то раз мы ходили в трек по бывшей тибетской провинции Амдо, ныне части Сычуани, к горе Минья-Конка, что высотой под 8000 м. Место это было совершенно дикое и нетуристическое, известное прежде всего среди тибетцев из-за значимого тантрического монастыря, который располагается у подножия Минья-Конки на берегу реки. На подходе к монастырю нам встретилось дерево, увешанное детскими вещичками и игрушками — так здесь заменяют традиционное древесное захоронение.

Все мы в какой-то момент надеемся их вернуть. Мы приходим на кладбище и смотрим на фотографию того, кто был тем, кого мы любили. Убираем могилу, потому что думаем, что он еще там и видит, чувствует заботу. А вы можете себе представить, что могил нет и кладбища нет. Некуда прийти и поставить цветы. Вы смотрите своими глазами, как тело вашего близкого человека разрывают на части и съедают падальщики. Какой отпечаток это накладывает на восприятие смерти и тела после смерти, как вы считаете?

Все очень просто. Тело после смерти — мусор. И там, где раньше был ваш любимый человек, его больше нет — есть пустая ненужная оболочка. А он — где-то еще в другом месте, явно не в теле. В то, что есть какое-то продолжение и смерть — это не окончание, в то, что физическое тело — это только временное вместилище настоящего «я», тибетцы верят гораздо больше, чем мы.

Конечно, с одной стороны, подобные традиции обусловлены климатическими условиями, в которых живут тибетцы: основная часть региона — скалистые горы, откопать в которых могилу или насобирать дерева для кремации крайне трудоемко и порой невозможно. С другой стороны, тибетцы — приверженцы буддизма и искренне верят в реинкарнацию. После смерти душа, освобожденная от оков тела, перерождается в другом обличье в соответствии со своей кармой. Последнее действие в существовании физического тела, то есть его погребение, стараются наполнить состраданием к окружающим и провести с наибольшей пользой — накормить голодных.

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» —

«Небесное погребение» ((jhator (Вайли: bya gtor) – основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районах. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мёртвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.

Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.
Фото 1.

«Город молитвенных флажков» – площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

«Небесные похороны» практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.

Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).
В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».

Стервятники собрались в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Ритуал исполняется специальными людьми – рогьяпами.
Фото 5.

Рогьяпа («могильщик») точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».

Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение и так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых.

Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо – состояния между смертью и возрождением.

Через 3 дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.

Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам – стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.

Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.


Рогьяпа («могильщик») молится перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков». Окрестности монастыря Чалан (Chalang). За погребение рогьяпа получает до 100 юаней (около 13.5$). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

Рогьяпа дробит кости умершего во время церемонии погребения

Рогьяпа скармливает стервятникам мясо умершего

Фото 11.

Рогьяпа разрезает тело умершего
Фото 12.

Рогьяпа молится во время церемонии погребения


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.

Рогьяпа («могильщик»), закончив работу, пьет чай с семьей.

А теперь репортаж без культурного приукрашивания, просто обыденное дело.
Фото 20.

В общем сначала в долину привозят тело
Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.

Потом распаковывают


Фото 36.

Потом привязывают тело к колышку и надрезают
Фото 37.


Фото 38.

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские похороны. Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские небесные похороны.

Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Труп умершего родственника привязывают за шею к вбитому в землю колу, чтобы грифы не могли утащить останки. После этого кожу покойника надрезают - так пернатым удобнее есть


По данным министерства охраны природы Китая, в последнее время участились необъяснимые случаи смерти грифов. Чиновники связывают это с отравлением несвежим человеческим мясом.

Одного мертвеца хватает, чтобы насытилась целая стая

Тибетцы устраивают небесное погребение умерших от различных болезней и заражений людей. Птицы соприкасаются с носителями заразы и, кроме того, что гибнут сами, разносят ее по стране, - поделился своими опасениями комиссар по тибетским территориям Юнь Хуэй. - Поэтому мы будем следить, чтобы птицы не ели что попало, в частности скончавшихся от СПИДа или различных разновидностей гриппа.


Тибетское сообщество восприняло запрещение хоронить по устоявшимся религиозным обрядам умерших от болезни людей крайне негативно. Оно считает эти меры очередным шагом для установления официального контроля над их религией.

Голодные птицы обгладывают тибетца до косточки


Кстати, если кому-то обычаи тибетцев покажутся варварскими, то стоит вспомнить, что многие жившие на территории современной России племена поступали также, а, например, Мордва соблюдала этот обряд вплоть до конца XIX века.

Наши предки перед захоронением водружали останки умершего на закрепленный над землей щит. Спустя год обглоданные хищниками кости предавали земле. Отсюда и современная традиция делать поминки через год. Такой обычай был продиктован желанием не осквернять землю-кормилицу гниющей плотью.

Останки заботливо собираются
Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 47.


Фото 48.

Подробнее узнать об этом можно из интересной книги «Неизвестные Гималаи» автора Химаншу Джоши.

Небесное погребение – один из трёх видов погребений, применяемых в Тибете. Два других – это кремация и сбрасывание в реку.

Небесное погребение называется по-тибетски «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности.

В Тибете около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Самый большой находится в монастыре Дригунг Тил. Ритуал исполняется специальными людьми рогьяпами.
Фото 49.


Фото 50.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.

Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 61.


Фото 62.

Затем оставшиеся кости измельчаются в порошок, смешиваются с ячменной мукой и опять же скармливаются птицам.

Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.
Фото 63.


Фото 64.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 65.


Фото 66.


Фото 67.


Фото 68.


Фото 69.

Похороны в Тибете часто приводят в ужас иностранцев. Туристам, приехавшим из других государств, кажутся варварскими и неприемлемыми некоторые способы погребения усопших. Чтобы начать относиться с пониманием к обычаям горцев, необходимо научиться смотреть на мир их глазами.

Тибетская философия

Христиане, иудеи и мусульмане привыкли к тому, что после смерти близкого человека на земле остается какая-то его часть. Верующие люди посещают могилы, ухаживают за ними, полагая, что мертвый обязательно оценит любовь и заботу. Тибетцы не носят усопшим цветы. Они практически не делают захоронений.

Не стоит думать, что в Тибете люди равнодушны друг к другу. Просто последователи буддизма относятся к смерти иначе. Тело они рассматривают как временное вместилище бессмертной души, которая рано или поздно решит сменить оболочку.

Когда бренная часть погибает, душа освобождается и начинает поиски нового пристанища.

Похоронные буддийские обряды направлены на то, чтобы полностью уничтожить бренную оболочку. В таком случае дух утратит связь с той жизнью, которую он оставил. Для буддиста мертвое тело - не что иное, как пустой сосуд. Близкий человек навсегда его покинул и никогда в него не вернется. Это значит, что нет никакого смысла пытаться сохранить бренные останки.

В проведении некоторых обрядов тибетцы расходятся с буддистами, живущими в других странах. Многие последователи Гаутамы Сиддхартхи предпочитают сжигать мертвых. Но для проведения кремации необходимы дрова. А в Тибете слишком мало деревьев для того, чтобы предавать умершего огню.

Захоронения в землю

В некоторых районах в землю закапывают только трупы преступников и неправедных людей. Поскольку тело будет тлеть медленно, душа покинет этот мир не сразу. Таким образом, преступник получит воздаяние за содеянное им при жизни. Могила становится своеобразным местом заточения.

Согласно одной из тибетских традиций, закапывать полагается и тела детей до четырнадцатилетнего возраста. Обычай можно встретить и в некоторых регионах Индии. В данном случае душу не отпускают в новую жизнь не для того, чтобы наказать. Тибетцы верят, что дух у маленького ребенка еще не окреп. Оказавшись на свободе, он может испугаться. В результате, покойный будет скитаться между двумя мирами, не находя себе приюта и не имея возможности переродиться.

Древесные захоронения

Необычная емкость, закрепленная высоко на дереве, может оказаться захоронением. Такой способ похоронить усопшего применяется только для мертворожденных детей. Родители пропитывают тело соляным раствором, чтобы его не коснулось тление. Затем ребенка кладут в гроб, похожий на бочку, и прочно прикрепляют к дереву. Считается, что с помощью этого обряда можно отвести от семьи повторное рождение мертвого ребенка. В некоторых провинциях древесные захоронения имитируют.

Вместо гроба с телом на дерево подвешивают игрушки или детские вещи.

Погребение в воде

Это очень трудоемкий способ похоронить родственника. Водное погребение практикуется нечасто. Мертвое тело человека измельчается и смешивается с прожаренной ячменной мукой. Полученным блюдом кормят рыб в ближайшем водоеме. Представителям западной культуры этот способ кажется бесчеловечным и воспринимается, как глумление над мертвым телом. Однако тибетцы смотрят на этот ритуал по-другому. Опустевший сосуд не пригодится душе. А живым рыбам необходима еда. Человеку, накормившему своей плотью живое существо, будет прощено множество грехов. Жители Тибета не едят рыбу. Морские обитатели несут в себе частицу умершего близкого человека.

Небесное погребение в Тибете

Этот вид погребения считается основным. Одно из его названий - «Раздача милостыни птицам». Такой способ можно сравнить с погребением в воде, только скармливать труп будут не рыбам, а птицам. Тибетцы полагают, что человек должен приносить пользу и при жизни, и после смерти. Кормление птиц своим телом поможет улучшить карму. Следующая жизнь будет намного лучше той, которая закончилась. Небесному погребению не предают тела Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Их полагается бальзамировать и покрывать золотом.

После наступления смерти человека усаживают. Затем лама читает специальные молитвы из Книги мертвых. Чтение должно продолжаться в течение суток. Молитвы помогают душе пройти путь от только что закончившейся жизни до нового перерождения. Через 3 дня покойного передают могильщику (рогьяпе). Тело переносят на площадку для погребения, где рогьяпа снимает саван и делает на покойном надрезы специальным ножом. После этого труп оставляют на площадке, где его сразу же съедают голодные стервятники. Надрезы, сделанные на теле, помогают хищникам разрывать плоть на части. Во время проведения церемонии родные усопшего должны находиться поблизости и молиться. Оставшиеся кости могильщик растирает на камне, смешивает с мукой и маслом и скармливает птицам.

В настоящее время в Тибете оборудовано более тысячи площадок для проведения ритуала.

В конце 1950-х годов китайские власти запретили небесное погребение в Тибете. Однако по настоятельным просьбам верующих обряд пришлось разрешить в середине 1970-х. Запрет на проведение ритуала был связан с тем, что птицы травились несвежим человеческим мясом. Стервятники заражались опасными заболеваниям и сами становились переносчиками болезней. Несмотря на то что небесные похороны сегодня разрешены, китайские власти взяли их под личный контроль. Людей, умерших от заразных болезней, хоронить таким способом строго запрещено.

Похоронные традиции жителей Тибета могут вызывать отвращение. Однако подобные обычаи существуют у многих народов во всем мире. Небесные похороны практиковались и древними славянами. Они отдавали покойного на съедение птицам. Через год кости хоронили. Поступать таким образом было необходимо для того, чтобы не осквернять землю гниющей плотью. С приходом христианства на Русь менталитет славян изменился, а естественная когда-то традиция стала считаться варварской.

Направляясь в Тибет, я понимала, что не стану первым человеком, покорившим священную гору Кайлас. Не надеялась стать первооткрывателем мифической Шамбалы, воспетой в древних тибетских текстах. Моей главной целью было увидеть красивые пейзажи и буддийскую академию Ларунг Гар, живописно раскинувшуюся красными домиками посреди гор. Но я совсем не предполагала, что проделанный мной путь позволит мне увидеть традиции и ритуалы, не вытравленные Культурной революцией, нечто, никак не укладывающееся в рамки западного сознания - тибетские похороны, которые являются доступным для туристов ритуалом.

Церемония «небесных похорон» (天葬), самый распространённый способ погребения в Тибете и тибетских автономных районах провинции Сычуань и Цинхай - одна из тех вещей, что разрывает в клочья сознание неискушенных иностранцев. Все потому, что во время церемонии тела покойников скармливают птицам. Тибетцы верят, что после смерти тело представляет собой пустой сосуд, который будет либо испорчен природой, либо послужит благой цели и будет отдан птицам в качестве пищи. Поэтому «небесные похороны» - это некий акт щедрости, так как усопший и его живые родственники поддерживают жизнь живых существ. Щедрость в ламаизме является одной из важнейших добродетелей.

Прежде всего, церемония проводится в открытую и любой желающий, будь то близкий родственник или ищущий новых ощущений незнакомец, может её посетить. Ритуал проводится каждый день, около полудня, но частенько начало ритуала затягивается, и к тому моменту, когда все начинается, собирается уже довольно много «зрителей», как среди людей, так и среди птиц, ждущих своего часа. В один день разрешается провести погребение не более 20 тел, и когда мы присутствовали на церемонии, было объявлено о погребении 11 тел.

После смерти все эти тела оставались нетронутыми в углу дома, где ранее жили покойники, три дня, в то время как лама зачитывал над покойными тексты из Тибетской книги мертвых. Так усопшим указывается путь на данном отрезке между смертью физического тела и следующим перерождением, ведь остановка дыхания - это только первая стадия смерти. А смерть сама по себе не конец, а трансформация. По истечении трехдневного срока и только после того, как появилась уверенность в том, что процесс отделения духа от тела завершился окончательно, покойников перенесли к месту похорон.

Перед нами предстает уникальная для всего мира сцена похорон: смерть в Тибете, в высокогорьях которого едва теплится жизнь - это венец существования и ось картины мира. Трудно представить, что где-либо еще в мире страшная сцена похорон будет доступна кому-то кроме близких родственников, но не в Тибете, где она превращается в редкий и яркий ритуал бесплодной горной пустыни, доступный для всех желающих. Недаром тибетское общество, ламаизм и культы смерти притягивали к себе исследователей-мистиков из гитлеровской Германии и особые экспедиции НКВД, искавших подземного царя Шамбалы.

Мы на месте. Тела лежат чуть поодаль, за тонкой, полупрозрачной ширмой, прямо перед нами, но со стороны видно только монаха, работающего с ловкостью мясника. Зрители смотрят во все глаза, пока монах начинает свои приготовления: зажигает можжевельник для привлечения стервятников и совершает обход с молитвами вокруг церемониальной площадки. И только потом монах наклоняется к телу, лежащему лицом вниз. Сначала отрезаны волосы. Затем на части разрублена спина, позволяя свисать лохмотьям кожи, обнажая плоть. Трупный запах смешивается с запахом тлеющего можжевельника. Монах работает без маски. Уже в самом начале ритуала китайские туристы не выдерживают и спешно покидают место, зажав нос и рот…

Поначалу казалось, что ничего не происходит, но потом мы услышали звуки: удары инструментов во время расчленения тел. Несмотря на то, что все огорожено тканью, именно в этот момент по телу пробежал холодок. Чем больше разыгрывалось наше воображение, тем ближе птицы спускались по холму к месту действия. В какой-то момент птицы десятками начали кружить над головами, что придавало остроту ощущений итак уже зашкаливающему сюрреализму происходящего.

К тому моменту, когда ритуал подходит к своему завершению, птицы повсюду: кружат в воздухе, сидят на стенах, сторожат занавесь и выжидают, когда же она поднимется. И вот, по сигналу, ткань срывают и вместе с тем птицы теряют все «правила приличия», моментально заполонив всю площадку, где только что были видны люди, живые и мертвые. Зрители в оцепенении наблюдают за птицами, кто с отвращением, кто со страхом, а некоторые с безразличием, умудряясь при этом фотографировать церемонию, несмотря на запреты.

Птицы не обращают на живых никакого внимания, хотя их так много, что порой кажется, они вот-вот спикируют на зрителей. В реальности же головы некоторых стервятников уже покрылись красным. Где-то между птицами перекатывается окровавленный череп. Постепенно стая редеет, но прибывают все новые и новые птицы, чтобы поживиться остатками того, что 10 минут назад было человеческим телом. Хотя церемония уже закончилась, последние зрители все ещё не в силах оторвать взгляд от происходящего…