Занижение суммы страховой выплаты по осаго. Занижение страховых выплат страховыми компаниями Компания занижает выплаты по осаго

Важные факты из статьи

  1. Если страховая компания заплатила мало денег – меньше стоимости восстановительного ремонта, то у вас по новым правилам есть 4 шага для получения недостающей суммы: заявление страховщику, а затем к омбудсмену, независимая экспертиза и суд.
  2. Но первое, что необходимо сделать – это запросить акт расчёта, чтобы понять, на каком основании получилась меньшая сумма по ОСАГО – из-за сильного износа, неправильного расчёта страховой или по иным причинам.
  3. По сути введение финансового уполномоченного призвано упростить порядок получения достаточной суммы денег, но в случае суда вы можете взыскать штраф за неисполнение обязательств. Но суд также может уменьшить неустойку, а вот омбудсмен не может.

Выплата пришла, но мало – что делать?

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

Если недоплатил страховщик

В акте осмотра, калькуляции или заключении независимой экспертизы указаны не все повреждения, которые образовались в вашем ДТП. Или же поврежденная деталь подлежит замене, но страховщик, пытаясь сэкономить, назначает её ремонт.

В таких случаях становится понятно, что имеет место быть именно недоплата страхового возмещения и надо требовать недостающую сумму, но как это правильно сделать? Об этом и поговорим далее.

Шаг №1: Заявление о разногласиях

В противном случае экспертиза будет проведена только по фотографиям, которые предоставит страховщик, и вы же понимаете, что он меньше всего заинтересован в том, чтобы экспертиза была в вашу пользу. Делаем выводы.

  1. в течение 3 рабочих дней со дня поступления вашего обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного он принимает к рассмотрению заявление (или не принимает) и уведомляет вас об этом;
  2. в течение 15 рабочих дней со дня передачи ему вашего заявления, он рассматривает его и принимает по нему решение об удовлетворении требований или об отказе в удовлетворении;
  3. срок, указанный в пункте 2 может быть приостановлен на время проведения независимой экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

Получается, что ждать решения финупа можно максимально 28 рабочих дней . Можно взять небольшой запас и остановиться на 30 рабочих днях. После истечения этого срока и не получения от финансового омбудсмена решения по заявлению можно обращаться в суд с аналогичными требованиями.

Если ответ вы получили, но он вас не устраивает, то в течение 30 календарных дней со дня вступления решения финупа в законную силу (это еще 10 рабочих дней со дня подписания решения финупом) вы также вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Шаг №4: Суд со страховщиком

При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.

Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.

Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:

  • неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
  • финансовую санкцию.

А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.

Эти суммы, к сожалению, суд вправе снизить по обоснованному заявлению СК о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса, но суды в 2020 году стараются в рамках своих полномочий устанавливать какой-то баланс и взыскивать в пользу потерпевших средние суммы по схожим делам.

Здесь стоит отметить еще одну тонкость – финансовый уполномоченный, в отличие от суда, не вправе применять ст. 333 ГК РФ и снижать неустойку и финансовую санкцию, поэтому в его решении должна фигурировать их полная сумма (а это не более 400 000 рублей).

Именно поэтому стоит обращаться к омбудсмену за выдачей исполнительного документа (удостоверения) на следующий же день после вступления его решения в законную силу, чтобы страховщик, пропустивший срок на обжалование его решения, уже не смог восстановить его, тем самым переведя разбирательство в юрисдикцию суда.

Суды, в основном, проходят в спокойном режиме, стороны предоставляют доказательства в обоснование своих требований и позиций, заявляют ходатайства, приобщают отзывы и возражения, высказываются и отвечают на вопросы суда.

Очень часто потерпевшие заявляют требования не только к страховщику, но сразу и к причинителю вреда, в случае, если суммы по ОСАГО явно будет недостаточно для восстановления поврежденной машины . То есть когда денег на ремонт слишком мало – меньше стоимости ремонта не только по причине занижения выплаты страховщиком, но и расчёта возмещения по ОСАГО с износом. Третьими лицами могут быть привлечены СТО или второй страховщик.

Про назначение судом экспертизы уже говорилось, но не будет лишним, перед тем как суд приостановит дело, приобщить к материалам дела свои фотографии с осмотра(ов) в электронном виде, чтобы эксперт мог все повреждения увидеть и отразить в своём заключении.

Когда о проведении экспертизы ходатайствует страховщик, то почти всегда он просит назначить экспертизу в определенные организации. Все мы понимаем, что они могут быть независимыми, а могут и не быть. На этот случай стоит подготовить свой список организаций (2-3 учреждения), куда бы вы рекомендовали назначить экспертизу, а против списка ответчика возражать.

В основном, суды длятся довольно-таки продолжительное время, иногда полгода, иногда год. Если дело сложное, то и больше. Это тоже стоит иметь в виду и не обрушиваться с критикой на своих представителей о том, что очень долго всё делается.

Если суд примет решение в вашу пользу, вы сможете потом по исполнительному листу взыскать всё присужденное. И делается это 2 способами:

  • либо через службу приставов,
  • либо через банк, в котором у страховщика есть счета.

Судебная практика

Судами рассматриваются сотни тысяч дел по спорам потерпевших со страховщиками и, конечно, уже сформировалась некая практика. Также по спорным вопросам высказались Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Начал изучать автоправо в личных целях, когда стал водителем. Поняв, что каждому автомобилисту недостаточно просто знать и соблюдать ПДД, но нужно еще уметь отстоять свои права на дороге или в кабинетах госорганов, стал делиться знаниями и помогать другим водителям. Так, постепенно хобби трансформируется в работу, которая тесно связана с автомобильной тематикой и законом Об ОСАГО, в частности.

При наступлении предусмотренной страховым соглашением ситуации клиент, в полном объеме исполнявший свои обязательства по оплате страховых платежей и соблюдению условий договора, может столкнуться с недобросовестностью страховщика по оплате стоимости причиненного ущерба.

Довольно часто встречается ситуация, когда страховая компания занизила сумму выплаты и оплатила покрытие не в полном размере, уменьшив стоимость запасных частей или не учитывая некоторые виды работ или повреждений. В итоге полученная сумма будет недостаточна для выполнения ремонтных работ по пострадавшему автомобилю несмотря на то, что Правилами страхования определен размер выплаты на уровне затрат по приведению объекта страхования в состояние до возникновения страховой ситуации.

Что предпринять в случае занижения размера покрытия?

Если страховая выплатила меньше, что делать страхователю, какие предпринять действия рассматривается далее.

Начинать следует с обращения в страховую организацию с запросом о предоставлении копии документа о страховом происшествии (акта с калькуляцией ущерба) или об осмотре транспортного средства. Согласно Правилам страхования ответственности автовладельцев, утвержденных правительством страны (ПП РФ № 263 от 07.05.2003), документ должен передаваться клиенту в течение 3 дней от даты получения заявления-требования.

Если страховая занижает выплаты по ОСАГО, то предоставление акта по запросу клиента обязательно для страховщика в соответствии с законодательной нормой.

По КАСКО такого обязательства для СК не предусмотрено, в этом случае предоставление документа производиться или нет по усмотрению СК.

Далее следует сравнить сумму, рассчитанную СК и указанную в акте, с размером начислений, выполненных страхователем, и определиться с причинами расхождений. По ОСАГО расчет должен производиться без учета амортизационного износа.

Если страховая занизила выплату по КАСКО, занижение расчетного значения может быть связано со стоимостью деталей, не учтенных страховщиком как не относящиеся к данному страховому происшествию.

Клиенту потребуется заказать проведение независимой экспертной оценки причиненного автомобилю ущерба, право на которую оговорено законом об обязательном страховании ответственности автовладельцев (ст.12 ФЗ № 40 от 25.04.2002). Процедура должна выполняться с повторным осмотром ТС, на который следует пригласить (письменно) представителя страховщика.

Если к моменту повторной оценки автомобиль отремонтирован, заключение может быть составлено на основании копии акта осмотра, полученного в СК.

Документы, подтверждающие расходы по экспертизе, должны сохраняться, так как в последующем при подаче судебного иска их можно отнести к убыткам, подлежащим взысканию с СК.

Следующим шагом клиента будет письменное уведомление страховой организации о том, что по мнению клиента страховая занизила выплату, приложение результата экспертизы и предложение досудебного урегулирования проблемы. В уведомлении должна быть указана рассчитанная клиентом сумма долга страховщика, включающая:

  • затраты на восстановительный ремонт ТС;
  • расходы по проведению независимой экспертизы;
  • штраф за пользование чужими денежными ресурсами;
  • пени за нарушение срока выплаты;
  • утрату товарной стоимости ТС;
  • моральный ущерб.

Полученная сумма требований позже указывается в исковом документе, который составляется, если стороны не смогли прийти к общему решению.

Что важно учесть при составлении документа?

Требования к составлению заявления по иску, изложенные в ГПК РФ (ст. 131) предусматривают указание в тексте иска следующих сведений:

  • подробных и полных данных о наименовании и местонахождении истца и ответчика;
  • описания требований к ответчику и нарушения прав истца или его законных интересов;
  • обстоятельств, являющихся подтверждением предъявляемых требований;
  • расчета цены иска;
  • информации о соблюдении порядка досудебного урегулирования и обращении к ответчику;
  • списка прилагаемых документов.

К заявлению следует приложить:

  • страховой полис и подтверждение оплаты страховых платежей;
  • документы о страховом происшествии (справка ГИБДД);
  • документы, переданные в СК для уплаты страхового покрытия по ущербу (копии);
  • документ об осмотре транспортного средства или о страховом происшествии (с калькуляцией убытка);
  • отчет о результатах повторно проведенной экспертизы с документами по оплате расходов по оценке.

В спорах со страховыми структурами, имеющими значительный опыт судебных разбирательств, в ситуациях, когда страховая компания мало выплатила, в том числе по ОСАГО, следует учитывать множество процессуальных тонкостей. Получить реальное возмещение ущерба сложно, придется затратить время, силы и нервы. При недостатке собственных знаний о страховой и судебной специфике лучше обратиться к помощи профессионалов, тем самым повысив шансы на получение полной страховой суммы.

Chevrolet Cruze Александра попал в лёгкое ДТП, и челябинец как невиновная сторона должен был получить компенсацию по ОСАГО. Страховая «РЕСО-Гарантия» настаивала на починке иномарки у дилера «Сатурн», и автовладелец согласился. Через сутки ему позвонили из сервиса и сказали, что ремонт за предложенные страховой деньги невозможен. Что делать в такой ситуации?

Получил меньше половины

У автомобиля повреждены три элемента: крыло, бампер и задний фонарь, - рассказывает Александр. - Даже если не менять бампер целиком, окраска двух элементов, по моим прикидкам, обойдётся в 18 тысяч. С учётом всех работ я надеялся на выплату в районе 30 тысяч рублей.

Компенсация страховой составила 12 600 рублей, и после отказа дилера в ремонте «РЕСО-Гарантия» перечислила эту сумму на карточку.

На все попытки узнать у их сотрудников, что это за сумма, просто бросают трубку, - возмущается Александр. - Это что за беспредел? Обыкновенный грабёж. До этого четыре года страховался в этой компании. Получается, только судиться с ними?

Автовладельца возмутило, что даже сервис, выбранный самой страховой, признал невозможность отремонтировать машину за эту сумму.

В страховой «РЕСО-Гарантия» объяснили, что действовали в рамках закона: при подаче заявления Александр указал возможность денежной выплаты, но изначально ему была предоставлена возможность отремонтировать автомобиль по направлению к дилеру «Сатурн».

К сожалению, из-за отсутствия необходимых деталей СТОА не могла обеспечить ремонт в сроки, предусмотренные законом, поэтому отказалась от ремонта, - пояснила нам директор филиала СПАО «РЕСО-Гарантия» Ирина Кубаевская. - Договоров с другими СТОА, заключенными в соответствии с законом об ОСАГО, по данной марке у компании не было. В связи с этим выплата была осуществлена в соответствии с заявлением потерпевшего на предоставленные им реквизиты, клиенту было направлено соответствующее письмо. Мы сожалеем о сложившейся ситуации, в которой нас и клиента подвёл партнёр.

Представитель страховой также подчеркнула, что сумма возмещения была определена независимой экспертизой по Единой методике, использование которой обязательно.

Деньги или направление

Попытка страховой направить Александра в сервис законна: с 2017 года именно натуральное возмещение по ОСАГО является приоритетным. Более привычная денежная компенсация возможна по согласованию сторон, но челябинец говорит, что не подписывал никаких соглашений о денежной компенсации. Может ли страховая решить вопрос в одностороннем порядке?

Форму возмещения клиент выбирает при подаче заявления, - комментирует директор страхового агентства «Центр страхования» Кирилл Смолин. - Если он выбрал именно направление на ремонт, по идее, страховая должна направить его в один из сервисов, с которым у неё заключен договор. Но есть лазейка: если два сервиса посчитают сумму выплат недостаточной и откажутся ремонтировать машину, страховая вправе компенсировать клиенту ущерб в денежной форме. Либо же с клиентом изначально могут подписать соглашение о денежной компенсации, в котором обычно указано, что клиента все устраивает по сумме и у него больше нет претензий к страховой.

Кстати, калькуляция ущерба при разных формах компенсации отличается: при выплате на руки учитывается коэффициент износа деталей (то есть выплата занижается), при направлении в сервис берётся стоимость новых запчастей. В этом смысле страховой выгоднее денежная компенсация на руки клиенту.

Но может ли сервис отказать в ремонте по направлению страховой?

Это странно, - считает Кирилл Смолин. - Когда сервис подписывает договор со страховой, он должен отдавать себе отчёт, что суммы будут рассчитываться по методике страховщиков: в каких-то случаях они будут выше реального ущерба, в каких-то - ниже. И отказов, когда машина клиента уже стоит в сервисе, по идее, быть не должно.

В компании «Сатурн» нам объяснили, что возможность ремонта автомобиля за начисленную страховой сумму определяется уже после обращения клиента в сервис:

Сумма вычисляется по методикам страховых компаний и нередко возникает ситуации, когда она недостаточна, - комментирует директор по послепродажному обслуживанию компании «Сатурн» Сергей Мещеряков. - Что касается автомобилей Chevrolet, то для них расхождение калькуляции страховых и реальных цен на запчасти особенно велико, например, для бампера - это минус 10 тысяч рублей, для фары - минус 4 тысячи. Я подчеркну, что по закону мы можем использовать только новые и официальные запчасти, поэтому не имеет манёвра.

Почему недостаточная сумма

Александр согласился бы и на денежное возмещение, покрывай оно ущерб. По его оценкам, даже при скромном ремонте дефицит составляет не меньше 10 тысяч рублей. Нарушила ли страховая закон?

Совсем не факт. Расчёт ущерба сегодня формализован: суммы берутся из справочника Российского союза автостраховщиков, в котором приведена стоимость конкретных компонентов и работ. Например, задний бампер для Chevrolet Cruze 2013 года оценён в 26 100 рублей, а задний левый фонарь - в 6710 рублей. При денежной выплате суммы снижаются на величину износа, который в нашем случае составляет 23%. Это значит, например, что за разбитый бампер страховая выплатит не 26 100 рублей, а 20 100 рублей. В случае Александра, похоже, бампер посчитали годным - иначе бы сумма компенсации получилась выше 12 600 рублей даже с учётом коэффициента износа.

Адекватность суммы можно прикинуть самостоятельно с помощью справочника РСА : для этого вам понадобится каталожный номер каждого компонента. Найти номер можно через поисковик в любом онлайн-справочнике запчастей для автомобиля вашей марки.

К сожалению, расчёт по справочнику нередко даёт заниженный результат относительно реальных цен, не говоря уже о коэффициенте износа, который может занизить выплату в два раза (для возрастных автомобилей). И получается парадоксальная ситуация, когда страховая действовала по закону, но суммы всё равно недостаточно. Имеет ли смысл судиться?

Если нет ошибок в расчёте, судиться почти бессмысленно: в прошлом году страховые пролоббировали изменения закона об ОСАГО, который теперь ограничивает сумму выплат именно калькуляцией по справочнику РСА, - объясняет автоюрист Лев Воропаев. - В результате компенсация не будет выше расчётной, даже если клиент по факту потратил гораздо больше. Полагаю, эта поправка очень выгодна страховым.

Юрист отмечает, что клиент по-прежнему вправе отсудить у страховой утрату товарной стоимости автомобиля.

Если калькуляция действительно занижена

Сначала нужно написать претензию в страховую, и это - обязательный шаг. Если компания не отреагировала, вторая инстанция - финансовый уполномоченный (омбудсмен), обращение к которому с июня этого года необходимо перед подачей документов в суд.

– это обязательное страхование, которое по закону должен оформить любой водитель, чтобы в случае ДТП расходы виновной стороны были покрыты с помощью этой суммы. Зачастую происходит так, что страховая выплачивает по ОСАГО меньше, чем составляет стоимость ремонта, и клиенту приходится самостоятельно бороться за справедливость. Почему же происходит уменьшение суммы выплат по ОСАГО, что делать в такой ситуации, и как правильно составить иск в суд по этому вопросу?

Как понять, что выплатили меньше положенного?

При ДТП один из участников должен вызвать службу ГИБДД, сотрудники которой зафиксируют факт наступления страхового случая. Допускается и самостоятельная регистрация аварии в том случае, если сумма ущерба находится в пределах регионального лимита.

Также в качестве информации указывают сведения о финансовой фирме, транспорте, месте и времени ДТП.

Чтобы не ошибиться при составлении искового заявления в суд, обратитесь к юристу-профессионалу. Опытный специалист поможет с подготовкой документов и подскажет тактику вашего поведения во время судебного разбирательства. Найти юриста можно на нашем сайте, написав в чат, или позвонив по номеру: 8 800 350-84-13 доб. 723.

Какие документы нужны?

В качестве приложений к исковому заявлению выступают:

  • копия паспорта РФ;
  • документы на автомобиль.

Остальные документы из списка собрать сложнее, но они не менее важны:

  • Акт экспертизы транспортного средства. Этот документ оформляется менеджером фирмы. Для того чтобы получить акт, обратитесь в свою страховую компанию и попросите предоставить вам его на законных основаниях.
  • Протокол от сотрудников ГИБДД. После составления протокола обязательно сделайте его копию.
  • Извещение об аварии, если ДТП было оформлено без вызова сотрудников ГИБДД. Оно оформляется в 2 экземплярах между двумя сторонами ДТП. В этом случае копия документа тоже необходима.
  • Претензия, поданная в адрес страховой компании. После предоставления претензии у пострадавшего хранится ее копия с отметкой о принятии.
  • Ответная реакция на претензию. Оригинал документа, в котором страховая компания реагирует на просьбу гражданина доплатить необходимую сумму ОСАГО.
  • Заключение независимого эксперта. Такой документ можно получить только после независимой экспертизы. Более того, прикладывается также квитанция об оплате.

Что делать в случае ДТП, чтобы потом не занизили сумму по ОСАГО?

Если вдруг случилась авария, для получения полной суммы выплаты по ОСАГО необходимо действовать согласно следующему плану:

  1. После остановки транспорта установите знак, указывающий на аварийную ситуацию.
  2. Спросите виновника о наличии бланка договора ОСАГО и узнайте все нужные сведения (название страховой компании, номер бланка, дату оформления договора).
  3. Позвоните в службу ГИБДД или аварийного комиссара.
  4. Оформите европротокол, предоставляемый при приобретении автогражданки.
  5. Сделайте фото ДТП на телефон. Особенно это нужно, если сотрудники ГИБДД не приезжают уже очень долго время.
  6. Объясните инспектору всю ситуацию с аварией, прочитайте протокол происшествия и поставьте свою подпись, если вы со всем согласны;
  7. Совершите визит в офис страховой фирмы и представьте им все собранные документы.

Законодательство гласит, что пострадавший имеет полное право идти в страховую компанию виновника ДТП, а также и в собственную, где заключал договор ОСАГО.

В заключение можно сказать, что водителям часто приходится решать проблему занижения выплат по ОСАГО. Обычно люди теряются и не знают, что им дальше делать. Главное – не паникуйте, оформите претензию в страховую фирму и отнесите ее туда. Если фирма осведомила вас о том, что она отказывается выплачивать компенсацию или же просто игнорирует факт получения претензии, смело идите в суд.

Страхование автогражданской ответственности - одна из наименее прибыльных сфер для страховых компаний, поэтому они разрабатывают все больше способов занижать положенные выплаты. По закону страховщик самостоятельно выбирает компанию, проводящую техническую экспертизу поврежденного авто, поэтому зачастую у них существует соглашение, по которому эксперты работают в интересах СК - занижают стоимость восстановления ущерба из за этого возникают .

Так как единой методики оценивания ущерба не существует, каждый эксперт выносит заключения, основанные на личных предположениях и оценках.

Также на результат проверки влияют:

  • профессионализм и опыт техника-эксперта;
  • условия проведения экспертизы (чистота автомобиля, освещение места проведения и прочее);
  • наличие скрытых повреждений (некоторые повреждения обнаруживаются только во время проведения ремонтных работ).

Центробанк разработал правила расчета страхового возмещения (Указание №5000-У), поэтому разногласия могут возникнуть только в оценке самих повреждений. При одинаковой оценке у разных специалистов, должна быть равная сумма компенсации, иначе ошибка допущена при расчетах.

Законные причины занижения выплат по ОСАГО

  1. Износ деталей . При расчете компенсации учитывается износ заменяемых деталей, то есть в расчет идет цена не новых деталей, которые будут установлены, а рыночная стоимость деталей автомобиля до аварии.
  2. Ошибки в протоколе . При существенных ошибках в протоколе страховщик может полностью отказать в выплате, поэтому нужно принимать активное участие при составлении протокола сотрудниками ГАИ или четко соблюдать все правила .
  3. Оставление места ДТП . Если покинуть место происшествия без уважительной причины, установленной законом (например, если только таким образом можно доставить пострадавшего в медицинское учреждение), страховщик не осуществит компенсацию вообще.
  4. Несоблюдение сроков предупреждения СК . Потерпевший обязан известить страховщика в течение 5 рабочих дней после аварии и предоставить протокол или извещение о ДТП.
  5. Ремонт до проведения экспертизы . После подачи заявления нельзя ремонтировать авто 15 календарных дней, за которые страховая должна успеть направить авто на техническую экспертизу или осмотр.
  6. Исключение некоторых ремонтных работ . Если повреждено более четверти лакокрасочного покрытия или если авто имело сквозную коррозию, стоимость восстановления ЛКП не компенсируется.

Что нельзя делать, если хочешь получить выплату?

Чтобы не остаться без выплаты или ее части, нужно строго соблюдать законы. А именно:

  1. Не покидать место ДТП до подписания протокола и не передвигать автомобили до приезда автоинспекторов.
  2. Своевременно уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая (пять рабочих дней после аварии).
  3. Не ремонтировать авто до проведения технической экспертизы. А еще лучше не восстанавливать его до получения полной выплаты, которая Вас удовлетворит.

Как действовать при ДТП, чтобы не было оснований для занижения

Теперь рассмотрим прядок действий после ДТП , соблюдая который водитель не лишится страховой премии. Перед автомобилистами предстает выбор: вызывать ли сотрудников ГИБДД? При наличии некоторых условий водители могут оформить протокол самостоятельно и сэкономить свое время. Некоторые водители боятся заполнять европротокол, хотя ничего сложного в этом нет. А ошибки могут быть допущены в обоих случаях: при составлении европротокола из-за незнания правил оформления, а в классическом случае из-за небрежности сотрудников ГАИ.

По Европротоколу

Условий оформления аварии без вызова ГИА всего пять:

  1. В ДТП участвовало два ТС.
  2. Вред причинен только имуществу участников аварии (нет вреда здоровью или имуществу 3-их лиц).
  3. У обоих участников оформлен ОСАГО.
  4. Стороны пришли к взаимному согласию по поводу обстоятельств происшествия и виновности.
  5. Приблизительный ущерб составляет менее 100 000 рублей.

Перед заполнением Извещения о ДТП необходимо:

  • найти свидетелей и взять их контактные данные;
  • проверить срок действия полиса ОСАГО у второго участника через открытую базу данных РСА (ссылка: Официальный сайт РСА );
  • как можно подробнее зафиксировать повреждения и место аварии на фото или видео.

Если бланк отрывной (выданный при оформлении страховки), то его лицевая сторона является копирующей. Разделять листы надо только после заполнения лицевой стороны, чтобы оба экземпляра были идентичны. Лицевая сторона заполняется водителями вместе (в том числе схема ДТП), после чего листы отделяются, и каждый водитель заполняет обратную стороны своего экземпляра.

После этого обе стороны обращаются к страховщику и предоставляют ему свой лист Извещения о ДТП в течение 5 дней. Потерпевшему на подачу заявления о наступлении страхового случая также выделяется пять дней. Его лучше написать по образцу страховой компании, но закон не устанавливает строгих критериев: можно писать в свободной форме, но в официально-деловом стиле. Также для получения компенсации нужно предоставить: паспорт гражданина РФ, СТС и чеки на эвакуацию авто (если оно не передвигается своим ходом). После этого у страховщика есть 15 дней на запрос автомобиля на осмотр и 20 дней для перевода страховой премии.

Классическим способом

Если участники решили все же вызвать сотрудников ГАИ, то придется внимательно следить за тем, как будут заполняться документы. Особенно важно, чтобы автоинспекторы подробно перечислили повреждения автомобиля в справке о ДТП (если ущерб слишком большой, нужно заполнять отдельное приложение).

Вместо европротокола нужно предоставить страховщику справку о ДТП (формы 154), схему ДТП и объяснительные от участников. В остальном порядок действий и сроки обращения в СК такие же.

Проведение независимой экспертизы

Проведение независимой экспертизы организует СК, поэтому едва ли ее можно назвать “независимой”. Чаще всего выплаты занижают на такую сумму, чтобы получить выгоду, но не спровоцировать потерпевшего устраивать разбирательства. Поэтому многие просто соглашаются и оплачивают оставшиеся работы самостоятельно. Но, если выплаты чересчур занижены, нужно обязательно требовать перерасчета. Для этого после решения экспертизы от компании, предоставленной страховщиком, нужно выбрать специалиста другой компании.

Разногласия могут быть по двум поводам:

  1. Оценки повреждений. Тогда необходимо проводить дополнительный осмотр автомобиля.
  2. Неверной калькуляции. Расчет компенсации ведется по методике Центробанка, поэтому, если степень повреждений установлена верно, но допущена ошибка в расчетах, можно не проводить повторный осмотр, а предоставить специалисту акт осмотра или заключение предыдущей экспертизы.

Как выбрать правильного независимого эксперта?

Договор на проведение осмотра заключается с зарегистрированным юридическим лицом, сотрудником которой является техник эксперт, прошедший государственную аттестацию. При обращении к компании необходимо потребовать документы, подтверждающие квалификацию специалиста, и проверить его в государственном реестре Минюста России. Также в договоре должны быть указаны основание, дата и место проведения осмотра, характеристики автомобиля и прочее.

Как узнать, что страховая компания занизила страховую сумму

Средняя цена независимой экспертизы по России - около 8000р. Если удастся доказать, что СК занизила выплату, то она должна будет возместить и затраты на дополнительную экспертизу. Но СК не проведет доплату, если разница между результатами будет составлять менее 10%, так как суд считает такую разницу не недоплатой, а погрешностью.

Чтобы не понести дополнительные убытки можно попросить о предварительной оценке. Некоторые организации проводят неполный осмотр, цель которого - установить, какова предположительная разница между оценкой от СК и объективной оценкой и есть ли смысл проводить дополнительную полную экспертизу. Такой осмотр стоит гораздо меньше, но не будет оплачен страховщиком в случае одобрения доплаты, да и не все оценочные компании предоставляют такие услуги.

Порядок действий при обнаружении занижения

Восстановить справедливость можно двумя способами:

  • либо обращением с претензией в саму компанию (чаще всего этого достаточно);
  • либо иском в суд (обращаться в суд до подачи досудебной претензии нельзя).

Претензия в страховую

Написать претензию самостоятельно несложно, хотя помощь юриста, конечно, не помешает. В документе обязательно нужно перечислить свои требования и законные основания на них, указать реквизиты для перевода.

Часто СК не передает акты о наступлении страхового случая и о проведенном осмотре авто. Но при написании претензии их придется прикреплять в качестве доказательства. Поэтому придется подавать заявление на выдачу копий, ссылаясь на «Правила ОСАГО» (п. 4.23, 3.11), в которых прописано, что СК обязана предоставить копии актов осмотра ТС и о страховом случае, а также копию экспертного заключения после письменного прошения потерпевшего в течение пяти рабочих дней. В заявлении также нужно указать адрес для получения документов. По итогу у потерпевшего должна быть полная информация о проведенном осмотре и калькуляции.

В досудебной претензии стоит в юридическом стиле предупредить страховщика, что, если требования по доплате не будут выполнены, разбирательство дойдет до суда, а также будут поданы жалобы в РСА и ФССН (федеральная служба страхового надзора).

После подачи досудебной претензии могут быть различные исходы:

  1. Согласие . Вам выплатят требуемую сумму, и на этом конфликт будет исчерпан. Это маловероятный исход.
  2. Частичное согласие . Выгоднее всего страховщику поступить таким образом: выплатить не всю сумму и избежать судебных разбирательств, так как у потерпевшего уже не будет мотивации начинать судебный процесс.

В таком случае страховые могут идти на различные уловки. По закону СК самостоятельно решает, компенсировать ущерб деньгами или выдать направление на ремонт в СТО по своему выбору. Кроме случаев, когда имущественный ущерб больше предельной суммы 400 000 рублей - тогда СК не имеет право выбирать и всегда компенсирует деньгами. Но многие страхователи считают более выгодным денежное возмещение, так как качество ремонтов в СТО, предлагаемых страховщиком, часто оставляет желать лучшего. Этим и пользуются агенты СК: они предлагают выбор: немного заниженная сумма деньгами или полный ремонт. А, если потерпевший выбирает деньги, его заставляют подписывать документ, в котором есть пункт об отсутствии претензий. После этого судиться будет уже бессмысленно: юристы страховой компании развалят дело на основе этого договора.

  1. Отказ . Отклонение претензии означает, что страховая готова к судебный разбирательствам и, возможно, имеет законные основания для занижения выплаты. Перед подачей иска стоит проконсультироваться с юристом и выяснить, каковы шансы выиграть дело.
  2. Отсутствие ответа . По какой-либо причине СК может не дать ответа или просрочить его (ответ должен прийти в течение пяти рабочих дней). За каждый день недоплаты со страховщика можно требовать однопроцентную неустойку от размера недополученной суммы.

Обращение в суд

Если разница между положенной и выплаченной компенсациями намного больше 10%, то нужно обращаться в суд. Зачастую страховщики вообще не включают УТС в сумму компенсаций, хотя по закону обязаны это делать, если она более 5% от стоимости авто на момент аварии. Именно это чаще всего помогает истцам в суде.

Разница между рыночной стоимостью небитого и восстановленного автомобилей с одинаковыми характеристиками.

Если решение будет в пользу потерпевшего, страховщик выплачивает/компенсирует:

  • недоплаченную страховую премию на основании заключения от независимого технического эксперта;
  • однопроцентный пени на сумму долга за каждый день недоплаты;
  • затраты на проведение независимой экспертизы;
  • затраты на ведение судебного разбирательства (оплачивает адвокатов, юристов, представителей и так далее);
  • моральный ущерб (если адвокат сумеет доказать, что истцу это необходимо).

Обращаться необходимо в мировой суд по месту регистрации страховой компании или ее филиала. Самостоятельно отстаивать свои права в суде вряд ли выйдет хорошо, так как юристы страховщика имеют большой опыт в подобных делах и знают все «лазейки». Поэтому лучше купить услуги профессионалов. К тому же, если судья вынесет решение в пользу истца, как обычно бывает в делах о недоплатах по ОСАГО, все судебные издержки компенсирует ответчик.

Вот несколько вариантов передачи дела в руки профессионалов:

  1. Юрист . Лучше нанимать юристов только в сложных ситуациях. При выборе специалиста обращайте внимание на его портфолио и опыт в сфере дел об ОСАГО.
  2. Судебный представитель . Отличие от юриста в том, что представители не требуют предоплаты: их заработок - это проценты от выигранной в суде суммы. То есть при неудачном исходе дела, оплаты он не получит.
  3. Компании, скупающие дела у истцов . Третий вид профессионалов-юристов, они выплачивают истцу деньги за право выступать вместо него в суде. Истец получает деньги еще перед началом судебного разбирательства из бюджета организации, а компания забирает себе всю сумму, выигранную в суде.

Необходимые документы и как их получить

Для ведения дела и получения компенсаций нужно предоставить суду как можно больше информации о произошедшем. Чем больше будет , подтверждающих наличие основания для доплаты, тем больше шансов выиграть дело.

Вот список документов, необходимых для ведения разбирательства:

  • Извещение о ДТП . Если оригинал передается СК при подаче заявления о наступлении страхового случая, лучше сделать несколько его копий хорошего качества заранее. Если даже копий на руках нет, их можно потребовать у страховщика в любой момент в письменном виде.
  • Копии протокола и постановления об административном правонарушении . Они нужны, если ДТП оформляли сотрудники ГАИ.
  • Чеки и квитанции об оказанных услугах , связанных с выплатами, установлением недоплаты и прочее. (договор на проведение экспертизы, квитанции выплат от страховщика, квитанции об эвакуации автомобиля).
  • Доверенность на ведение дела , если в суде за истца выступает юридический представитель.

Заключение

Страховые компании часто пытаются получить дополнительную выгоду незаконными путями, надеясь на то, что страхователи не знают своих прав или не хотят участвовать в судебных разбирательствах. Но, если потерпевший все делал по закону, то шансы получить доплату близятся к ста процентам. Чаще всего обращаться в суд не приходится, а, когда до этого доходит, нужно обязательно обращаться за помощью к профессионалам.