Движения и покой в философии. Покой и движение всеобщие формы бытия материи

Понятие "материи" в истории философии.

Понятие "материи" на протяжении многих веков рассматривалось различными учеными и философами, меняло свое значение и приобретало новых форм..

В материалистических учениях милетской школы в древней Греции в ранг субстанции возводились конкретные формы вещества: вода (Фалес), воздух (Анаксімен), огонь (Гераклит), которые образуют солнце, звезды, все другие тела и обусловливают вечную изменчивость мира. Демокрит, Leucippus, Эпикур, Лукреций Кар предполагали существование простейших частиц - атомов, которые нестворювані и незруйнівні, находятся в непрерывном движении. Количество атомов во Вселенной бесконечное, из атомов образуются живые существа и сам человек. В атомістичній теории впервые был выдвинут в конкретно определенной форме принцип сохранения материи как принцип неделимости атомов.

Атомистическая теория разрабатывалась далее в философии и естествознании Нового времени в трудах Ломоносова, Гоббса, Гольбаха, Дидро и других. В противовес атомистике возникли различные идеалистические теории субстанции, в которых в ранг общей основы мира сводились божественная воля, мировой разум, абсолютный дух и тому подобное.

В XVII-XIX вв. потерпели абсолютизации известные механические законы движения, физические свойства и состояние материи. Единство мира понимали как бесконечное повторение одних и тех же звезд, планет и других известных форм материи.

Во второй половине XIX века. исследованиями Фарадея и Максвелла были установлены законы изменения качественно новой по сравнению с веществом формы материи - электромагнитного поля. В конце XIX - начале XX вв. - новая серия открытий: радиоактивности, сложности химических атомов, электронов, изменяемости массы тел в зависимости от скорости. Радиоактивный распад атомов эмпириокритики толковали как "исчезновение" материи, превращение материи в энергию.

Материя стала рассматриваться как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которую человек может и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека.

Итак, материя не сводится к каким-то определенным ее видам - частицам вещества, чувственно воспринимаемым телам и тому подобное.

Категории движения, развития, покоя в онтологии.

Движение, развитие и спокойствие в онтологии являются составляющими материи, а также могут рассматриваться как способы ее существования. Ведь с точки зрения философии, материя не возникает и не исчезает. Она существует вечно. Все существующее находится в движении. Еще в античной древности говорили, что "жизнь - это движение. Где нет движения, там нет жизни".

Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, поэтому его, как и саму материю, нельзя создать и уничтожить. Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих систем.

Развитие - это необратимый, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.

Мир, как уже отмечалось, не может существовать без движения. Движение абсолютный. Но в общем потоке материальных изменений могут быть моменты покоя, моменты равновесия.

Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Момент покоя относительный. Покой имеет место в отношении не всей материи, а лишь относительно тех или иных отдельных материальных объектов.

Благодаря наличию относительного покоя возникают и более-менее долго существуют качественно определенные вещи, что отличаются друг от друга. По относительным спокойствием кроется непрерывное движение, изменение. Так, мы можем наблюдать человека, который находится определенное время в неизменном состоянии, покое. Но в то же время в человеческом организме происходят непрерывные биологические процессы, то есть изменения.

Тема 2. Занятие 1. Вопрос 4

Понятие движения и покоя. Основные формы движения,их взаимосвязь и качественная специфика.

При всей ограниченности взглядов на сущность материи филосо-

фов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что призна-

вали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первич-

ной субстанции - воды - вели к образованию различных вещей; у Ге-

раклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и дру-

гие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в

Позднее, в условиях господства метафизических и механических

воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась нераз-

рывность материи и движения. Именно английский философ Д.Толанд в

XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существова-

ния материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими ма-

териалистами.

Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абс-

тракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных ма-

териальных предметов.

На основе развития частных наук, анализа философских идей

своих предшественников создатели диалектико-материалистической фи-

лософии углубили понимание сущности движения, его непрерывной свя-

зи с материей, пространством и временем. Диалектический материа-

лизм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и

движение без материи.

Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение

как только механическое, видели причину движения во внешних обсто-

ятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), ко-

торая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной

силы и даже с существованием бога.

С точки зрения диалектического материализма причины движения

материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противо-

речивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и

устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между ста-

рым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть

результат внутренней активности материи, единство противоречий,

есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и

борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой

сущности диалектики, основными принципами которой являются принци-

пы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая кон-

цепция движения преодолевает механистическое и метафизическое по-

нимание движения как только простого перемещения предметов друг

относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в

исходное положение, как только чисто количественные или только ка-

чественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения

любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних

тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того,

внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процес-

сы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц,по-

лей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней

причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый мо-

мент времени является той же и в то же время уже другой. Из ска-

занного следует, что "движением называются всякие изменения и про-

цессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мыш-

лением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и

причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяе-

мых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невоз-

можным отсутствие движения, то материя представляла бы собой ли-

шенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью ли-

шенную активности массу. Именно благодаря движению материя диффе-

ренцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение

всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ сущест-

вования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть

вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что

движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания

относительности движения в различных конкретных случаях. Например,

механическое движение одного предмета относительно другого или

взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния

по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и

позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие

конечного результата по отношению к начальному состоянию элемен-

тарных частиц.

Признавая абсолютность движения, диалектический материализм

не отрицает его противоположности - покоя. Под покоем понимается

неизменность вещей, их стабильность, временное единство противопо-

ложностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если дви-

жение является причиной возникновения конкретных, качественно раз-

личных вещей, то покой является причиной сохранения относительной

устойчивости этих конкретных вещей,условием их существования. Если

представить себе, что состояние покоя не существует, то всю мате-

рию придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой оп-

ределенности, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря

движению образуются конкретные качественно различные предметы, а

благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в опреде-

ленном состоянии и в известном месте. Например, Пи-мезон "живет"

всего О,2 5. 01О 5-6 0 с. Это очень малое время, но в течение этого време-

ни он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состо-

яние временного равновесия является, как и движение, необходимым

условием дифференциации материи.

Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, от-

носительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не

было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не

было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и по-

коя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а по-

кой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсо-

лютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего времен-

ного существования конкретных вещей.

В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего

механистическую форму движения, распространяющего ее на любые ма-

териальные образования, диалектический материализм, исходя из дос-

тижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем

многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом

важным является утверждение, что каждая форма движения имеет опре-

деленного материального носителя.

Впервые четкую классификацию основных форм движения, а через

нее и классификацию наук дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных

форм движения материи: механическую, физическую, химическую, био-

логическую и социальную.

Критерием выделения этих форм движения является связь каждой

из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем каж-

дая основная форма характеризуется соответствующими законами,

действующими на том или ином структурном уровне материи.

простые. Более сложная форма движения не есть просто арифметичес-

кая сумма более простых, а качественно новая, синтетичная форма

движения.

Энгельс выделил 5 основных форм движения:

1. Механическая

2. Физическая

3. Химическая

4. Биологическая

5. Социальная

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более

простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму

движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множест-

во видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая

включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное,

равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и

Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к.

материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный.

Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме

отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая дви-

гатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто

механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами

высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организ-

ма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда

входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические из-

менения, демографические процессы, развитие производительных сил и

производственных отношений и другие изменения, определяемые зако-

нами движения на социальном уровне материи.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны

переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения мате-

рии и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и не-

сотворимости материи и движения.

Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инерт-

ности - масса.

Классификация основных форм движения материи, разработанная

Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в

принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и раз-

вита в связи с развитием естественных и общественных наук.

Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой

основной формы движения - квантово-механической, которая, видимо,

на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений

об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологи-

ческой, космической формах движения, имеющих специфических матери-

альных носителей, изучаемых современными науками - физикой, астро-

физикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ве-

дет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому

же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей,

"читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно,становится

насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения,

считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются

догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет

открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует

о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в раз-

витии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые

проблемы.

С попытками оторвать движение от материи выступали естествен-

ники и философы, начиная с середины XIX в.

Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление,

сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ

является энергия. Это направление в философии получило название

"энергетизма". Против него выступили виднейшие физики и философы

того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.

Гносеологические корни "энергетизма"- в абсолютизации движе-

ния, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.

Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации

состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Кла-

узиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть ко-

торого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к

другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более

холодному.

Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод,что все виды

энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в

силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую

он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергети-

ческое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный по-

кой и "тепловая смерть" Вселенной.

Против этой теории выступили Энгельс, физики Смолуховский,

Больцман, Циолковский и др. Энгельс, рассуждая диалектически,счи-

тал, что во Вселенной происходит непрерывный и вечный круговорот

материи и энергии. Основываясь на качественной стороне закона сох-

ранения и превращения энергии, он верил, что излученная в прост-

ранстве теплота должна иметь возможность превращаться в другие

формы движения. И это подтвердили работы советского академика

В.Амбарцумяна, которые показали, что звезды не только остывают и

гаснут, но и возникают вновь.

Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселен-

ной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический

характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации,

обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал

уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию,

советские физики И.П.Плоткин, К.П.Станюкович, Я.П.Терлецкий на ос-

нове статистической физики доказывают, что наша Вселенная не явля-

ется замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней

неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамичес-

кая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И

этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии,

устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии

только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская про-

цесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность,

что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем.

И последний важный философский аргумент. Поскольку материя

вечна и бесконечна, то в этой вечности бесконечное множество раз

могло бы наступить состояние абсолютного покоя. А этого не прои-

зошло. Таким образом, диалектико-материалистические воззрения не

допускают возможности тепловой смерти Вселенной.

В мире нет ничего, кроме движущейся материи, писал Ленин, и

эта последняя движется в пространстве и времени.

Понятие движения и покоя. Основные формы движения, их взаимосвязь и качественная специфика.

При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанции - воды - вели к образованию различных вещей; у Ге-

раклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в

Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в

XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.

Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов.

На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников создатели диалектико-материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и

движение без материи.

Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.

С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и

устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий,

есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и

борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в

исходное положение, как только чисто количественные или только качественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того,

внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и

причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например,

механическое движение одного предмета относительно другого или взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и

позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.

Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не отрицает его противоположности - покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой определенности, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а

благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. Например, Пи-мезон "живет"

всего О,2 5. 01О 5-6 0 с. Это очень малое время, но в течение этого времени он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи.

Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не

было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей.

В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего механистическую форму движения, распространяющего ее на любые материальные образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что каждая форма движения имеет определенного материального носителя.

Впервые четкую классификацию основных форм движения, а через нее и классификацию наук дал Ф. Энгельс. Он выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем каждая основная форма характеризуется соответствующими законами,

действующими на том или ином структурном уровне материи.

Энгельс выделил 5 основных форм движения:

  • 1. Механическая
  • 2. Физическая
  • 3. Химическая
  • 4. Биологическая
  • 5. Социальная

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное,

равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и

Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к.

материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный.

Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и

производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения.

Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.

Классификация основных форм движения материи, разработанная

Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в

принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и общественных наук.

Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения - квантово-механической, которая, видимо,

на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками - физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей,

"читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения,

считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует

о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

С попытками оторвать движение от материи выступали естественники и философы, начиная с середины XIX в.

Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление,

сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является энергия. Это направление в философии получило название

"энергетизма". Против него выступили виднейшие физики и философы того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.

Гносеологические корни "энергетизма"- в абсолютизации движения, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.

Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Клаузиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть которого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к

другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более холодному.

Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в

силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергетическое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный покой и "тепловая смерть" Вселенной.

Против этой теории выступили Энгельс, физики Смолуховский,

Больцман, Циолковский и др. Энгельс, рассуждая диалектически, считал, что во Вселенной происходит непрерывный и вечный круговорот материи и энергии. Основываясь на качественной стороне закона сохранения и превращения энергии, он верил, что излученная в пространстве теплота должна иметь возможность превращаться в другие формы движения. И это подтвердили работы советского академика

В. Амбарцумяна, которые показали, что звезды не только остывают и

гаснут, но и возникают вновь.

Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселенной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации,

обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию,

советские физики И.П. Плоткин, К.П. Станюкович, Я.П. Терлецкий на основе статистической физики доказывают, что наша Вселенная не является замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамическая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И

этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии,

устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская процесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность,

что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем.

И последний важный философский аргумент. Поскольку материя вечна и бесконечна, то в этой вечности бесконечное множество раз могло бы наступить состояние абсолютного покоя. А этого не произошло. Таким образом, диалектико-материалистические воззрения не допускают возможности тепловой смерти Вселенной.

В мире нет ничего, кроме движущейся материи, писал Ленин, и

эта последняя движется в пространстве и времени.

Движение - это процесс взаимного влияния контактирующих тел друг на друга путем переноса материи, энергии или информации. Движение есть диалектически противоречивое единство таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, обратимость и необратимость, стационарность и нестационарность, цикличность и реновация. Строго говоря, логически антиподом покоя является не движение, а изменение, поскольку во всяком движении есть моменты как изменения, так и неизменности, покоя. За меру движения в физике берут неуничтожимую энергию, способную принимать разнообразные и количественно эквивалентные формы (вспомним о законе сохранения и превращения энергии).

Онтологи-марксисты предпочитают говорить только о материальном движении (но не о движении духа), абсолютизируют в движении момент изменения и релятивизируют момент покоя. В советской философии движение, как правило, упрощенно понималось как «изменение вообще», т. е. как количественный или качественный переход материальных объектов из одного состояния в другое . Между тем в теоретической механике перемещение тела по инерции (от лат. inertia - бездействие) практически не отличают от состояния динамического покоя.

Понятия движения и покоя по-разному определялись в истории теологии, философии и науки. Согласно «Физике» Аристотеля, движимое всегда соприкасается с движущим, и движение - результат нескончаемого взаимодействия тел. Стагирит считал, что первоисточник активности заключен в нематериальной «форме», которая придает движение всей покоящейся и аморфной материи. Видов изменения, по его мнению, столько же, сколько видов сущего, и мир может меняться бесконечное количество раз.

Из громадного множества движений целесообразно вычленить шесть основных видов движения, не сводимых друг к другу: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение, уменьшение, перемещение (т. е. изменение по положению: круговое, прямолинейное, смешанное). Абстрагируя из них общие признаки, Стагирит определил движение как взаимодействие и изменение вообще, а покой - как отсутствие воздействий и изменений, т. е. как любую неизменность.

Эти предельно широкие дефиниции движения и покоя укоренились в европейской культуре на двадцать веков, вплоть до XVII в. В XVII-XVIII вв. в европейском естествознании (под влиянием христианской церкви, боровшейся с оккультизмом и мистицизмом) утверждается механицизм. Представление Стагирита о качественно различных формах изменения материи стало вытесняться узким и однокачественным истолкованием движения как пространственного перемещения вещей.

В Новое время лидером в науках становится механика, изучающая различные способы перемены телами своих мест. Остальные науки сориентировались на парадигму механицизма: они мыслили перемещение как «атомарное движение», а всякое сложное движение аналитически преображали в сумму атомарных перемещений - поступательных, попятных, вращательных и пр.

Деисты заявляли, что механизм космоса однажды и навсегда заведен Богом. В Божественном первотолчке деизм усматривал источник механического перемещения тел. Редукционизм в форме механицизма теоретически основывался на гипотезе о падающих в пустоте атомах и молекулах, а также на картине мира как машины, схожей с часами и сооруженной из перемещающихся рычагов, катящихся шаров, упругих пружин и т. п.

Например, Никола Лемери (1645-1715) выдвинул любопытную механистическую модель возникновения химического соединения. Этот французский химик рассуждал так. Атомы наделены либо зубцами, либо крючками, либо петлями и т. д. Частицы кислот имеют острия, что легко доказывается тем, что кислота производит покалывание нашего языка, подобно покалыванию его отточенными тонкими остриями. «...Серебро растворяется в селитряном спирте... потому, что острия последнего достаточно тонки и соразмерны, чтобы проникнуть в мелкие поры этого металла и своим движением раздвинуть его части» .

Гоббс, один из основоположников механистического материализма, определил суть движения как непрерывную перемену мест, т. е. как оставление одного места и достижение другого. Этот процесс непрерывен, ибо ни одно тело, как бы мало оно ни было, не может сразу целиком удалиться со своего прежнего места так, чтобы ни одна часть его не находилась в части пространства, общей обоим местам - покинутому и достигнутому.

В своей «Системе природы» Гольбах обосновывает тезис о движении как атрибуте материи. Он пишет, что всё во вселенной находится в движении; сущность природы заключается в том, чтобы действовать; если мы станем внимательно рассматривать ее части, то увидим, что среди них нет ни одной, которая находилась бы в абсолютном покое. Те, которые представляются нам лишенными движения, находятся в действительности лишь в относительном или кажущемся покое. Движение возникает, увеличивается и ускоряется в материи без вмешательства какого бы то ни было внешнего агента.

В конце XVIII - начале XIX в. слабость механистического объяснения химических, биологических и социальных феноменов становится очевидной. Гегель в «Философии природы», пожалуй, одним из первых попытался преодолеть механицистскую трактовку движения и реставрировать Стагиритову дефиницию движения как изменения «вообще». Разнообразие движений немецкий диалектик выводит из посылки о поступательном развертывании абсолютной идеи, материализовавшейся в пространстве и во времени.

Механическое, химическое и органическое суть основные и не сводимые одна к другой формы восхождения от низшего к высшему. «Механизм -»химизм -> организм» - такова гегелевская классификация основных и прогрессивно восходящих форм движения материи. Особенность каждой формы Гегель объясняет спецификой ее внутренних противоречий, начиная с разноликого противоречия притяжения и отталкивания.

В этой связи необходимо заметить, что гегелевскую диалектическую концепцию основных форм движения и покоя любопытно развил современный отечественный философ В. В. Орлов. Он резюмировал свои соображения формулой: В = Н + А, где В - высшее, Н - низшее, a h - то новое, чего не было в низшем до надстраивания над ним высшего . Понятие высшего, равно как и низшего, относительно. Скажем, химическое выше физического, но ниже биологического. Низшее - основание высшего. Вместе с тем высшее преобразует и подчиняет себе свое основание.

Ф. Энгельс квалифицирует движение как стремление, напряжение и «муку» материи. Он пишет: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» . Энгельс развивает, уже в рамках диалектического материализма, гегелевскую концепцию соотношения высшего и низшего в движении и выделяет пять основных форм движения: «механическое -> физическое -> химическое -> биологическое -> социальное». Каждая последующая (высшая) форма возникает вследствие саморазвития и разрешения противоречий внутри предыдущей (низшей) формы. Общее между перемещением и мышлением - это изменение «вообще».

Генетическая цепь из пяти основных форм движения призвана отобразить, по мысли Энгельса, главные исторические вехи эволюции нашей планеты, появления на ней жизни и человеческого мышления. Опираясь на данную классификацию, классик марксизма обосновывает материалистическое учение о мире как едином саморазвивающемся целом, о мышлении как высшей форме движения материи; он также любопытно освещает проблему соотношения наук, изучающих низшие и высшие типы материальных взаимодействий - проблему их соподчинения, пограничного контакта и размежевания.

Классификацию Энгельса ныне дополняют по мере новых открытий в естествознании: в нее добавлены движения элементарных частиц и полей, биоценоза, галактических ассоциаций и т. д. Механическая форма движения сегодня уже не рассматривается как фундаментальная, поскольку сама объясняется порождением ансамбля сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий, а также взаимопревращением элементарных частиц. Вместе с тем выделяют механические аспекты (микрофизический и макрофизический) основных форм движения.

Классификацию однонаправленно прогрессирующих движений Энгельс привязывал к истории Земли. Но применительно к материи-субстанции он предпочитал концепцию мирового круговорота. По его мнению, в космическом масштабе прогресс и регресс уравновешивают и циклично сменяют друг друга, и поэтому материя-субстанция в целом неизменна.

Современные ученые, последователи этой концепции, строят нелинейные (разветвляющиеся) схемы основных форм движения материи, в которых, например, биологическое движение выводится из электромагнитного взаимодействия и не имеет генетической связи с внутриядерным и гравитационным взаимодействием (И. Я. Лойф- ман). Противники концепции круговорота защищают однолинейные восходящие схемы основных форм движения. В этих схемах воплощены образы «стрелы прогресса», «предустановленной мировой гармонии», «мирового магистрального прогресса» (В. В. Орлов).

Итак, в современной отечественной философии движение и покой чаще рассматривают как парные категории, обозначающие такие полярно увязанные между собой моменты существования всякой определенности (вещи), как изменчивость и устойчивость. Движение вещи А есть изменение ее свойств я, a v ..., а п, вызываемое событиями внутри нее и/или процессами ее внешнего взаимодействиями с другими вещами.

Покой, наоборот, есть аспект устойчивости и относительной независимости вещи от внутренних и внешних воздействий, от изменений в ней. Та или иная степень покоя, присущего изменяющемуся А , определяется неизменностью большего или меньшего множества его свойств: а , а ^ .... а . В онтологическом плане физическое движение-покой считается самым простым и фундаментальным. Социальное движение-покой именуют высшей формой изменения и сохранения, поскольку мыслят его как вбирающее в себя и подчиняющее себе физико-химические и биологические типы изменчивости и устойчивости.

Из идеи о рефлексивности категорий движения и покоя вытекает тезис о возможности сопоставить основные формы движения (изменения) с основными формами покоя - физического, химического, биологического и социального. Законы сохранения (энергии, импульса, заряда и т. д.) и физические константы играют в естествознании не меньшую роль, чем знания о типах физических взаимодействий.

В известной таблице Д. И. Менделеева запечатлены разные аспекты химического покоя: вечность атомарного водорода, относительная неизменность химических элементов, стабильность параметров химических реакций; название этой таблицы - «Периодический закон» - указывает на начало, существенно покоящееся в природе химических превращений. Биологическое движение предполагает биологический покой (стабильность генотипа, неизменность вида, устойчивость ареала обитания, гомеостазис биологической системы и др.). Социальные изменения непременно происходят в формах социального покоя (воспроизводства человека, традиций, архетипов, схем деятельности, исторических циклов).

Соотношение в движении изменения и покоя многомерно и в каждой вещи специфично. Возьмем, например, свободно качающийся маятник. С одной стороны, в его колебаниях видны равновесность, периодичность, устойчивость, повторяемость, обратимость перемещения справа налево и наоборот. С другой стороны, в перемещениях маятника мы замечаем неустойчивость (неравно- весность, необратимость), вызываемую постепенным затуханием его колебаний.

Мера обратимости и устойчивости любого периодического изменения обозначается категорией цикла: цикличность есть своего рода покоящееся колебание. Но есть и противоположная цикличности мера - реновация. Реновация сопряжена со становлением нового в повторяющемся старом и нарушением равновесия .

Реновация (от англ, renovation - обновление) - это мера необратимости в процессах изменения. Она является векторной величиной и конкретизируется понятиями прогресса и регресса. Прогрессом обычно именуют восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему, а регрессом, наоборот, нисхождение от сложного к простому и от высшего к низшему. Говорят и об одноплоскостном необратимом изменении - промежуточном между прогрессом и регрессом (Е. Ф. Молевич).

Поскольку покой и изменение суть рефлексивные категории, то нелогично описывать их порознь, независимо друг от друга. Покой в одном отношении непременно оказывается изменением в другом отношении, и наоборот. Например, наш город покоится относительно поверхности Земли, но вращается вокруг земной оси и перемещается в пространстве относительно Солнца. Можно найти и другие логические основания (геометрико-механические, физико-химические, биосоциальные и духовные) для соотносительного описания устойчивого и изменчивого внутри нашего города.

Различают два типа изменения и покоя: 1) количественное изменение вещи при сохранении ее качества, а также 2) качественную перемену вещи. Понятие меры обозначает тот интервал, внутри которого изменение количества не нарушает покоя качества. Понятие сущности прежде всего отображает идею общего, постоянного, а явление - идею изменчивости, рождения и умирания. Сущность - глубинный покой, а феномен - поверхностное изменение. Но и в сущности есть движение - борьба возможностей за право стать действительностью; тогда эссенциальный покой усматривают в обусловливании этой борьбы нижележащей сущностью более глубого порядка. Стало быть, не только изменение, но и покой есть атрибут материи. Лучше вообще пользоваться единым принципом движения как изменения-покоя.

Как уже сказано, мерой взаимосвязи изменения и покоя в движении считается энергия. Обычно материалисты определяют энергию как меру только материального движения. По-видимому, эта дефиниция узка. Во-первых, изменчивость - атрибут не только материи, но и сознания. Наши мысли, душевные и духовные состояния изменчивы не в меньшей степени, чем материальные объекты. Во-вторых, для достижения и удержания состояния покоя подчас требуется больше энергии, чем для нарушения покоя. Поэтому есть нужда в более общем определении понятия энергии, в котором были бы в первую очередь взаимосвязаны такие категориальные пары, как «изменчивость и устойчивость», «дифференциация и интеграция», «возможность и действительность», «качество и количество». Предлагаю широкую дефиницию: энергия - это мера изменчивости покоящегося и устойчивости изменяющегося.

Одни мыслители склонны объяснять природу вещей преимущественно принципом движения как изменения. Рождение и исчезновение предметов они выводят из процесса самодвижения (са- моизменения) и разрешения внутренних противоречий. Другие же склонны объяснять явления через принцип фундаментального покоя: всякое явление есть не что иное, как проявление какого-либо закона природы. Можно ли построить внятную методологию объяснения на основе гармонизации и синтеза принципов изменения и покоя? Сделать это нелегко, но попытки предпринимаются.

Например, в синергетике были умозрительно сформулированы (правда, все-таки в пользу принципа изменения) тезисы о возникновении закона природы из хаоса и о недолговечности физических законов - об их изменчивости и возможности исчезновения со временем (И. Пригожин). Нет сомнения в том, что в будущем такого рода крен в сторону неравновесности окажется скомпенсированным очередной теорией равновесия, и тогда, как и во времена античной философии, в картине вселенной окажутся гармонизированы между собой атрибуты изменения и покоя.

В теоретическом познании и описании явлений ученые чаще ориентируются не столько на изменчивое в явлениях, сколько на общее и устойчивое в них: науку в первую очередь интересуют формы покоя. Поэтому классификация основных форм покоя должна быть отнесена к числу актуальных методологических проблем.

Если в формуле В = Н + И преувеличивать значение//(низшего) как основания В (высшего) и не брать во внимание второе слагаемое /?, то можно оценить плюсы и минусы естественно-научного редукционизма. Его разновидности: механицизм, физика- лизм (сведение химического, биологического или социального к физическому движению-покою), химицизм (редукция биосоциального качества к его химическим основам), биологизаторство (попытка объяснить социальные изменения-сохранения исключительно в терминах биологической науки).

Редукционистская методология, или меризм (от греч. (херод - часть), оправдана уже тем, что без тщательного изучения составляющих ее простых частей сложное целое само по себе непостижимо. Так, химическая наука немыслима без опоры на законы физики, а своим современным успехам биология прежде всего обязана достижениям органической химии и биофизики. Однако, низведя В до А, редукционизм утрачивает возможность прояснить качественное отличие труда и сознания человеческого индивида от жизнедеятельности клетки, а последней - от изменчивости-устойчивости молекулы аминокислоты и т. д.

Если, наоборот, в формуле соотношения В и Я гипертрофировать величину А и вопрос о роли простого в сложном и низшего в высшем вынести за рамки научного поиска, то можно получить представление об антиредукционистской методологии в науках. Иногда ее называют холизмом, провозглашающим, что целое

(греч. oXoq) несравненно больше суммы своих частей и не может быть сведено к своим элементарным составляющим.

Химики-холисты сомневаются в возможности попять тайну взаимодействия химических индивидов в терминах физики. Химию они нередко сближают с искусством, а себя скорее хотят видеть алхимиками. Витализм (от лат. vitalis - жизненный) - наименование холистической ориентации в биологии. Сущность и явление жизни виталист объясняет действием Бога, имматериальной жизненной силы, души, энтелехии и т. д.

Неовитализм появился на рубеже XIX-XX вв. в сочинениях эмбриолога Г. Дриша и физиолога Я. Икскюлля. Дриш учил об энтелехии как субстанции жизни, а Икскюлль - о Плане-Субъекте, которому следует живая природа в целом и каждый организм в отдельности. Г. Спенсер заместил редукционистский образ общества- механизма метафорой общества-организма. На основе своей теории катастроф математик Р. Том создал теорию морфогенеза, в которой совместил витализм и механицизм; он предположил, что физико-химические изменения во всех организмах обусловлены глобальной «программой» биосферы.

Гуманитарная холистика рассматривает человеческую деятельность и бездеятельность как творческие супранатуральные акты. Холизм восполняет недостатки редукционизма, сосредоточиваясь на изучении качественной специфики высшего, но его методология не менее одностороння, поскольку не учитывает фундаментальной роли Н в В.

Тенденции редукционизма также противоположен элева- ц и о н и з м (от лат. elevatio - возвышаю), основным приемом которого является распространение аналогии «сверху», от высшего к низшему - из психологии, социологии, биологии в неорганическое естествознание (например, идея А. Бергсона о «жизненном порыве»). Редукционизм и холизм, фактически взаимодополняя друг друга, создают естественно-научные условия для их синтеза, диалектическую формулу которого В = Н + h по-разному обосновали Гегель и Энгельс. В целом, в онтологии постоянно действуют два противоположных умонастроения: орга- ницизм и механицизм.

В истории теологии, философии и науки возникли и конкурируют разные предельно общие формулы соотношения изменения и покоя.

«Покой абсолютен, а изменение относительно». Эта формула в первую очередь характерна для монотеизма, хотя разделяется также рядом пантеистических учений. Бог мыслится монотеистами как трансцендентное бытие и творящим из ничего физический мир. Единый и совершенный Бог вечен, ибо неразложим на части и неизменен, поскольку в Нем реализована вся полнота бытия. Сотворенный же мир несовершенен, ограничен, и процессы изменения в нем способствуют его разложению, распаду. Бог хранит наш мир «до времени конца», однако рано или поздно все же наступит конец света.

В классической термодинамике подобный взгляд косвенно подкрепляется «теорией тепловой смерти Вселенной» (60-е гг. XIX в.; Р. Клаузиус, У. Томсон), а в современной космологии - «теорией раздувающейся Вселенной». В 20-е гг. прошлого века Э. Хаббл обнаружил, что галактики разлетаются в разные стороны, как осколки гранаты. В 1927 г. бельгийский священник и астроном Ж. Ле- метр, посетив обсерваторию Хаббла в Маунт-Вилсон в Калифорнии, экстраполировал движение галактик в обратную сторону и придумал Большой взрыв. В 1931 г. он опубликовал гипотезу, по которой мир произошел из взорвавшегося «первоатома». «Становление мира, - писал Лемегр, - можно сравнить с отгорающим залпом фейерверка. Мы стоим на остывшей лаве и смотрим, как медленно гаснут солнца». Гипотеза Леметра ныне стала общепризнанной теорией.

Таким образом, в обсуждаемой формуле физическое движение преходяще, имеет начало и конец, сопряжено с относительным покоем; напротив, истинный трансцендентный покой вечен и абсолютен.

«Движение как изменение абсолютно, покой не существует». Эту формулу защищал, например, древнегреческий философ Кра- тил. Усугубив в духе крайнего релятивизма известное изречение Гераклита о том, что нельзя дважды вступить в воды одной и той же реки («все течет, все изменяется, кроме Логоса»), Кратил заявил, что этого нельзя сделать даже однажды, поскольку, пока вы вступаете в реку, ее воды становятся иными. Из представления о всеобщей текучести вещей он делает вывод об отсутствии у вещей какой-либо качественной определенности, покоя.

Но о текучем вообще ничего сказать нельзя или можно говорить что угодно. Если в сплошном потоке изменений нет ничего устойчивого, нет никаких выделяющихся вещей, то и нечего познавать: ничто не запечатлится в соответствующем потоке сознания. Рационально познавать движение люди научились пока лишь путем расчленения изменяющегося на покоящиеся отрезки и суммируя состояния покоя. Бергсон говорил о движении как живом потоке, в котором нет никакой определенности.

«Движение как изменение абсолютно, покой относителен». Эту формулу предпочитают те материалисты пантеистической ориентации, которые ставят перед собой задачу объяснить историю вселенной как вечный процесс одностороннего саморазвития субстанции от низшего к высшему. Чтобы эту задачу решить, нужно в категориальной паре «изменение - покой» объявить изменение постоянно ведущим, вечным и безусловным элементом, а покой - подчиненным, преходящим, вспомогательным и условным.

В марксистско-ленинской философии и социоцентрической религии советизма данная модель исполняет важнейшую идеологическую функцию: а) космос спонтанно эволюционирует от элементарных частиц к сияющим вершинам коммунистического общества;

  • б) магистральный прогресс обеспечивается движущими его внутренними противоречиями, а постоянное развитие обеспечивается перевешиванием одной из сторон движущего противоречия;
  • в) в противоречии изменения и покоя первое в конечном счете берет верх над вторым.
  • «Изменения нет, есть только покой». Эта модель оригинально обоснована элеатами, в особенности Зеноном. Апории Зенона («Дихотомия», «Ахилл», «Стрела» и «Стадий») призваны обосновать теорию его учителя Парменида о Едином. Зенон отвергает мысли- мость чувственного бытия, множественности вещей и их перемещения. Для некоторых школ буддизма характерно утверждение, что видимый мир изменений есть всего лишь кажимость (майя), истинным же мир - это вечный и ничем не возмущаемый покои (нирвана).
  • «Движение как изменение и покой - равновеликие стороны Абсолюта». В Европе эта формула впервые философски обоснована мистиком Гераклитом (огонь-символ вечного изменения, а Логос - вечно неизменный закон движения). В мире в целом ни изменение, ни покой не берут верх. Они уравновешены как грани полноты бытия, мира как целого; поэтому архе (субстанция) никуда не «развивается», не восходит и не нисходит. Тем не менее в любой отдельно взятой вещи, в каждом индивиде их соотношение не обязательно должно быть равновесным и гармоничным - оно варьируется, смещается либо в сторону изменчивости, либо к полюсу устойчивости.

В древнем Китае сходную модель выдвинул Лао-Цзы, основоположник религиозно-философского учения даосизма. Символ Дао в форме круга, разделенного пополам змееобразным диаметром, удачно воплощает идею периодической смены доминант инь и ян; круг символизирует вечный покой, а змейка-диметр намекает на вечное изменение. Такого рода модель субстанциальной гармонии изменения-покоя внутри движения наиболее парадоксальна и диалектична.

Как видим, плюрализм религиозных и философских учений сопряжен с разными моделями соотношения изменения и покоя. Повторим, что монотеизм иудеев, христиан и мусульман опирается на принципы относительности движения как изменения (начала и конца движения) и абсолютности покоя. Эти принципы гак или иначе задают общую логику космологического аргумента.

  • Критику такого понимания см.: Сагатовский В. Н. Основы систематизациивсеобщих категорий. Томск, 1973. С. 171-12;Мохоря Е. П. О соотношении категорий «движение» и «изменение» // Филос. науки. 1989. № 10. С. 102-105.
  • Цит. по: Зубов В. П. Развитие атомистическх представлений до началаXIX века. М, 1965. С. 241.
  • См.: Орлов В. В. Основы философии. Вып. 2. Ч. 1. Пермь, 1997. С. 49-55.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. С. 563.
  • Эту меру иногда неточно называют развитием, или эволюцией, хотя смыслразвития, строго говоря, не в появлении нового, а лишь в развертывании того,что было когда-то свернуто.

Понятие движения раскрывается далее через противопоставление покою. Материалистическая диалектика отнюдь не отрицает реального покоя. Такое отрицание, характерное для реля­тивизма так одной из форм метафизики, неминуемо приводит к отри­цанию движения и, более того, самого существования вещей. Действи­тельно, движение предполагает материальный субстрат, который из­меняется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Абсолютизация движе­ния, доведенная до полного отрицания покоя, приводит к тому, что вещь, как носитель движения, растворяется нами в чистом движении, что делает бессмысленным и само понятие движения. Так, не имеет смысла понятие о бесконечной скорости перемещения тел, поскольку при ней не было бы никакого реального перемещения и, более того, теряет смысл понятие расстояния, пространства, времени.

Вместе с тем покой и движение, как понял уже Д. Толанд, не являются равноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой - как относительный.

Покой относителен в двух смыслах. Во-первых, в пределах каж­дого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой “изнутри”. Так, каждая общественно-экономиче­ская формация, сохраняя свои общие черты, внутренне непрерывно меняется. Во-вторых, всякое состояние покоя рано или поздно сменя­ется новым состоянием относительного покоя. Каждая общественно-экономическая формация, исчерпав возможности изменений в своих собственных рамках, превращается в новую формацию. Соотношение двух видов изменений в рамках данного состояния и выводящее за эти рамки, скрывает под собой некий диалектический закон.

Поскольку всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движения получает широкий и узкий смысл. В широком смысле движение - целостный процесс, включа­ющий моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле, “за вычетом” покоя.

Категории движения и покоя, взятые в их диалектической вза­имосвязи, определяют важные нормы диалектической логики, диалек­тического мышления. Научное, диалектическое мышление должно ос­новываться на умении удерживать предмет мысли в движении и в по­кое, соответственно той роли, какую они играют в действительности. Нарушение этого требования диалектической логики приводит к двум крайним формам метафизики, двум крупным ошибкам в мышлении - абсолютизации покоя, неизменности (догматическая форма метафизики) или чрезмерной абсолютизации движения (релятивистская форма метафизики).