Балованный агент действительно черпал удовольствие ударение. Раздаточный материал для работы в парах при подготовке к егэ

Нормативный аспект русского языка

Орфоэпические и акцентологические нормы

Выпишите слова, в которых нарушены орфоэпические и акцентологические нормы.

Апостро ф, афиня нин, вероиспове дание, взаимообразно, дерматин, доне льзя, инциндент, исчерпа ть, конкурентноспособный, ку хонный, ма стерски, новорождённый, опека, пироженое, подскользнулся, предвосхити ть, прину дить, скрупулезный, толи ка, украи нский, флюрография, хода тайствовать, че рпать.

Прочитайте тексты. Обратите внимание на произношение выделенных курсивом слов.

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком . Вероисповедание агента , которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией дяди-украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление повлияло изучение традиций русской иконописи . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знамение последних времен в каждом новом изобретении .

Экзальтированным друзьям агента было завидно , что он, как глубоко верующий христианин , посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать . Они утверждали, что его жизнь нормирована донельзя , и в конце концов принудили его нарушить все табу .

Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию , где спиртное лилось прямо из водопровода , однако его продавали втридорога . И только давнишним друзьям хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки , вино в пиале , свеклу , творог , щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику алкоголя в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош . Лицо агента начало багроветь , он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, – уведомил он всех, – гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал , и я смогу баллотироваться на пост президента». Затем агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии , если двигаться наискось . Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.

Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки. Скоро он понял , что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта , он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер , кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.

Часть 2. Прочитайте текст, соблюдая орфоэпические нормы .

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

Экзальтированным друзьям агента было завидно, что он как глубоко верующий христианин посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать. Они дразнили агента, называя его «бесчувственной статуей, красивее обнаженного Давида» и утверждали, что его «жизнь нормирована донельзя». В конце концов они принудили его нарушить все табу.

Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, и поэтому его продавали втридорога. И только для давнишних друзей хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику медицинского спирта в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, очки на три диоптрии сползли, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, - уведомил он всех, - гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал и сможем баллотироваться на пост президента». Произнесенная речь повлекла рассредоточение общего внимания, и агент ощутил тошноту, предвещающую инсульт. Блокировав приступ, агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.

Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки, поэтому он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.

Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби.

Проверив произношение слов по списку, данному в Приложении 1 , прочтите следующий текст вслух.

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

Экзальтированным друзьям агента было завидно, что он как глубоко верующий христианин посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать. Они дразнили агента, называя его «бесчувственной статуей, красивее обнаженного Давида» и утверждали, что его «жизнь нормирована донельзя». В конце концов, они принудили его нарушить все табу.

Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, и поэтому его продавали втридорога. И только для давнишних друзей хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику медицинского спирта в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, очки на три диоптрии сползли, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, - уведомил он всех, – гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал и сможем баллотироваться на пост президента». Произнесенная речь повлекла рассредоточение общего внимания, и агент ощутил тошноту, предвещающую инсульт. Блокировав приступ, агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.



Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки, поэтому он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.

Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби.

Лексические нормы

Упражнение 1.

Приложении 3 лексических единиц, соотнесите слова из списка с приведёнными дефинициями и выявите несоответствия.

Вариант 1

Ортодокса льный – нежный, тонкий, хрупкий.

Эгалита рный – 1) внушающий, вызывающий собой какие-л. представления; 2) связанный с внушением.

Пролегоме ны – движение церквей, главным образом протестантских, ставящее целью создание всемирного объединения церквей.

Пропеде втика – предварительные рассуждения, введение в изучение чего-л.

Экумени зм – приверженность к крайним взглядам и мерам.

Трюи зм – подготовительные занятия, введение в науку.

Субти льный – уравнительный.

Эмфати ческий – неуклонно придерживающийся какого-л. веры.

Суггести вный – вошедший в поговорку.

Провербиа льный – произносимый в приподнятом тоне, выразительный.

Вариант 2

Прецеде нт – 1) краски, растертые на яичном желтке; 2) картина, написанная такими красками.

Постула т – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

Санги на – мусульмане, признающие наряду с Кораном сунну, т.е. религиозные предания о Мухаммеде.

Те мпера – способ углубленного гравирования

Ригори зм – предпосылка, допущение; положение не отличающееся самоочевидностью, но принимаемое в данной науке за исходное.

Раце я – последователи ислама, которые признают только Коран и отвергают устные предания.

Пареми я – 1) припадок, приступ болезни; 2) острая форма переживания какого-л. чувства.

Парокси зм – длинное, скучное наставление, поучение.

Ча ртер – 1) мягкий темно-красный карандаш; 2) рисунок таким карандашом.

Шии ты – притча, отрывок из Библии.

Сунни ты – договор с владельцем морского или воздушного судна на аренду всего суд на или известной его части на определенный рейс или срок.

Вариант 3

Па ндус – картинная галерея.

Пано птикум – исключительное право, связанное с занимаемым положением.

Просце ниум – призрачная, фантастическая картина.

Резюме – 1) набросок; 2) короткое представление шутливого содержания, построенное на внешних сценических положениях.

Фронтиспи с – книжный знак с именем владельца книги.

Шмуцти тул – 1) главный фасад; 2) рисунок, отражающий наиболее характерные моменты содержания книги и помещенный на одном развороте с титульным листом.

Эксли брис – 1) листок впереди титульного листа книги, несущий на себе краткое заглавие и предохраняющий титул от загрязнения; 2) отдельный листок книги с вынесенным на него заглавием последующей главы, отдела или части книги.

Скетч – краткая застольная речь, тост.

Спич – краткое изложение сути речи, статьи; итог речи, доклада, краткий вывод из сказанного.

Прерогати ва – наклонная поверхность, заменяющая лестницу, например в многоэтажных гаражах для выезда из одного этажа на другой.

Вариант 4

Паспарту – глубокое уважение к кому-л. или чему-л.

Пертурба ция – связь, преемственность.

Пиете т – вокальная форма, заключающаяся в использовании ритмически свободных фраз, по интонации приближающихся к выразительной речи.

Речитати в – утверждение органами высшей государственной власти международного договора, заключенного полномочными представителями договаривающихся государств.

Ратифика ция – внезапное изменение, осложнение в обычном ходе чего-л., вносящее беспокойство, беспорядок.

Прелимина рии – общее обозрение, свод; сборник статей разных авторов по одному какому-л. предмету; сборник различных материалов по одному вопросу.

Реноме – спортсмен, специализирующийся в беге, езде на длинные дистанции.

Синеку ра – предварительные переговоры, временные решения.

Сино псис – 1) первоначально – ключ, подходящий ко всем замкам; 2) картонная рамка с вырезом в середине для портрета, гравюры, фотографии.

Сноб – хорошо оплачиваемая должность, не требующая никакого труда.

Ста йер – человек, преклоняющийся перед тем, что принято в высшем свете, увлекающийся всем модным.

Упражнение 2.

Уточнив по словарю иностранных слов значения данных в Приложении 3 лексических единиц, найдите ошибки, допущенные при их использовании.

Текст № 1

На гамбите одного импозантного брокера были изображены вексель и диатриба. Брокер пользовался успехом у женщин и поэтому был вынужден посещать журфиксы и другие светские мероприятия. Он пил лучшее бланманже в будуарах светских львиц и вступал в дебаты на ежегодных брютах, однако ни сделать успешную карьеру, ни жениться ему так и не удалось.

Текст № 2

Текст № 3

Постоянно живущий в Стамбуле драгоман, склонный к дидактизму в переводах и стихах собственного сочинения и отрицательно относящийся к девиантному поведению, в домашних упражнениях по верификации, был склонен к употреблению калебасы. Его излюбленным приёмом был вантуз. К всеобщему сожалению, его творчество, основанное на гедонизме, было полно двусмысленностей и бутафории. В конце концов под влиянием углубленной интроспекции драгоман погрузился в ипохондрию.

Текст № 4

Бенефис букмекера проходил на ежегодном биеннале. Во время концерта букмекер играл на банджо, пел, причем голос его отличался звучностью и приятным вибрато, выступал в жанре буффонады, жонглируя драпри. Но все это было только интродукцией, в основном дивертисменте букмекер исполнял индукцию и делирий.

Текст № 5

Дискуссия по поводу свержения гегемона проходила в роскошном иглу, украшенном прямоугольными виньетками. Для принятия решения был необходимый вотум, поэтому, согласно методу индукции, от частного к общему доказывалась необходимость иностранных инвестиций в дело революции. По всей стране была создана сеть брендов, общение которых происходило визави в больших залах, украшенных буриме. В результате, интроспекция гегемона, обвиняемого в геноциде собственного народа, была назначена на следующий день.

Текст № 6

Недавно обнищавший нувориш стал одиозной фигурой в домах, где раньше его принимали с удовольствием. Слухи о его финансовом крахе муссировались в самых богатых домах города. Из-за этого у него развилась мизантропия. И единственное, что его утешало, – игра на медресе в мансарде, где он теперь вынужден был жить, и уход за цветами в колумбарии на балкончике. Питался он исключительно кустодами, запивая его индийским чёрным чаем – мате.

Текст № 7

Консилиум по поводу неожиданного падения маракаса посреди сибирской тайги проходил в нервозной обстановке. Одна группа выступающих голосовала за принятие конвенции, позволяющей учёным разных стран изучать феномен. Контрарное мнение заключалось в том, что международная конъюнктура характеризуется определённой компиляцией, что не позволяет принять подобное решение. В итоге принятый консилиумом меморандум был признан международной общественностью полностью ликвидным.

Текст № 8

Маргинальный набоб, очень уважаемый член индийского общества, решил посетить оперу. Поскольку билетов на места в ложе не осталось, он через своего знакомого кассира получил контрамарку. Слушая колоратуры солистов, набоб разглядывал кариатиды, которые украшали зал. Но поскольку в антракте он съел пару корнишонов, у него случилось воспаление невмы и обострился катарсис желудка.

Упражнение 3.

По фразеологическому словарю уточните значение и происхождение приведенных ниже фразеологизмов и крылатых выражений.

1. Аб ово − Ab ovo - в буквальном переводе «с яйца». Устойчивый фразеологический оборот, обозначающий «с самого начала».. 2. Административный восторг − . 3.Брать на арапа –действовать дерзко, нагло, грубо. 4. Валаамова ослица − . 5. Варфоломеевская ночь. 6. Век Астреи − золотой век. 7. Взять на карандаш. 8. В эмпиреях витать. 9. Гог и Магог − 1. О ком-л. внушающем ужас своей свирепостью. 2. О ком-л. влиятельном, всемогущем.. 1 0. Гордиев узел. 11. Дары данайцев. 12. Драконовские меры. 13. До греческих календ. 14. Выйти в тираж. 15. Из Савла Павлом стать. 16. Идти ва-банк. 17. Казни египетские. 18. Каштаны из огня таскать. 19. Квадратура круга. 20. Квасной патриотизм. 21. Колумбово яйцо. 22. Колосс на глиняных ногах. 23. Неопалимая купина. 24. Рыцарь на час. 25. Одним миром мазаны. 25. Отрясти прах с ног. 26. Отставной козы барабанщик. 27. Погибоша аки обре. 28. Потемкинские деревни. 29. Пятая колонна. 30. Секрет Полишинеля. 31. Темна вода во облацех. 32. Ходить гоголем. 33. Ходить фертом. 34. Хоть святых вон выноси. 35. Ящик Пандоры.

Упражнение 4.

Найдите ошибки в употреблении фразеологических единиц. Укажите тип ошибки, предложите свой вариант правки.

1. Он ушёл, пока все спали тихим сапом. 2. Мне мама всегда говорила, что я не от мира всего. 3. Он умом не брызгает. 4. У него гомерический голос. 5. Стоишь как баран на новые ворота. 6. Я приеду туда, куда не заносила нога человека. 7. Он всегда держит нос на ветру. 8. Боюсь сдавать болгарский, меня на экзамене будет трясти как сидорову козу. 9. Мне некуда больше падать духом. 10. Он вчера пришёл домой пьяный как стелька. 11. Недавно в Интернете появилась игра «Убей Децла». Как говорится, от любви до ненависти шаг подать. 12. Я не смог найти с ней общего отношения. 13. Группа «Звери» сейчас пожинает лавры. 14. Они довели его до белого колена. 15. Больные попросили кипятильник в палате оставить, пока я буду дома, но (дурака только могила исправит!) взяли и сожгли его.

Упражнение 5.

Определите тип лексической ошибки. Предложите свой вариант правки.

1. Где бы они ни жили, их всегда считали самой идеальной супружеской парой, а её – самой счастливой из женщин. 2. А я сидела и слушала его во все глаза. 3. Хотел бы также присоединиться к своим коллегам и поддержать их точку мнения. 4. Всех поступающих и абитуриентов приглашаем к нам в колледж. 5. «Бедные люди» Достоевского – это эпистолярный роман в виде писем. 6. Вы же сами, наверно, какое-то время не знали, а потом узнали. Так не тяните же интригу. 7. Матрица – постоянная и не меняющаяся константа. 8. Не показывай внимания на них. 9. Мы вчера поговорили и выяснили все маленькие нюансы. 10. Чтобы сделать какие-то результаты, мы ходили на кружки…11. Не он первый, не он последний оказывается в ссылке за подделку фальшивых денег. 12. Он ногой меня пнул по спине прямо. 13. Толстой дает акцент на душевные качества своей героини.14. Картину на стену повесили ни к селу ни к огороду.15. Мы тоже не лыком вязанные. 16. По-моему, это был тайный заговор. 17. Существует риск взаимного нанесения ущерба друг другу. 18. Это просто обречено на успех. 19. Даже взор разбегается и сердце останавливается! 20. Кто был первым основоположником материализма?

Упражнение 6.

Найдите и исправьте ошибки, нарушающие лексические нормы.

1. Самое лучшее для таких больных – это укол смертельной инъекции. 2. Она уже давно упала в маразм. 3. Первое боевое крещение дедушка принял на Западном, а затем на Юго-Западном фронте в составе первого гвардейского кавалерийского, который непосредственно участвовал в обороне Москвы и освобождении важных коммуникаций западнее столицы. 4. Итак, какое мы можем подвести резюме? 5. Обводить мою бдительность вокруг пальца, да? 6. Зарплата у служащих должна быть небедной. 7. Самая большая глобальная печаль – это то, что ни в одной коллекции не выдержана цветовая гамма. 8. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. 9. Персональное собеседование с каждым сотрудником один на один. 10. Все равно те, кто научатся всем премудростям, смогут занять высокие чины. 11. Продавать по более дешевой цене. 12. На этот раз мне опять попался неженатый холостяк. 13. Вы уж сильно не усердствуйте, все равно вам на первом этапе крылья отстригут. 14. Целыми днями она крутилась как лошадь в колесе. 15. Аслаханов показал обеспокоенность тем, что ни одна из конфликтующих сторон не испытывает недостатка в вооружении и боеприпасах. 16. Эмоциональная экспрессия данного текста выражена в ряде примеров. 17. Будут осваивать азы и начала великой службы. 18. Ты себе не представляешь, с этим удобрением растут как грибы на дрожжах. 19. И в этой системе есть очень важный положительный плюс. 20. Посмотрите, на небе разноцветная радуга!

Каждый встреченный мной человек в чём-то меня превосходит, и мне есть чему у него поучиться.

Эмерсон

Цели:

распространение опыта методической работы учителя;

знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы.

Задачи:

1) Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

2) Демонстрация опыта работы по осуществлению педагогической деятельности в условиях подготовки к ЕГЭ.

3) Разработка механизмов реализации целей и задач в режиме обозначенной темы.

  1. Вступительное слово.
ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д. Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. Заводим с обучающимися специальную папку «СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» , в которую по мере изучения будут помещаться все необходимые материалы: структура экзаменационной работы, листок индивидуальных достижений, в котором своевременно отмечаются результаты диагностических контрольных работ, таблицы, правила, алгоритмы выполнения всех тестовых заданий, шаблоны для написания сочинения части С, энциклопедия аргументов для написания сочинения и т.д
Часто свои уроки начинаю с высказываний известных людей по определенной проблеме.

Знать мало – надо применять.
Хотеть мало – надо делать.

И.-В. Гете

За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете

Джон Рокфеллер

Это помогает создать правильный эмоциональный настрой на уроке, подвести к нужной проблеме, сделать правильный вывод. Все подобные цитаты записываются в специальную тетрадь «МУДРЫЕ МЫСЛИ», которая разделена на темы: язык, искусство, природа, нравственные качества человека и т.д. Такой вид работы позволяет научиться соотносить высказывание с тематикой, а также помогает в написании сочинения

3. Поскольку весь программный материал по русскому языку проходится в 1-9-х классах, считаю целесообразным в 10-11 классах выбирать такой тип урока, как комбинированный урок, поскольку он позволяет целенаправленно готовиться к ЕГЭ, уделяя внимание практически всем видам заданий. Я в своей практике применяю единую структуру урока в целом

ЭТАПЫ УРОКА

1. Орг.момент Сообщение темы и цели урока

2. Орфоэпическая разминка

3. Лексико-орфографическая работа Слайд-диктант

4. Тренинг

5. Творческая работа

6. Тест

7. Задание «Кубики»

8. Комплексный анализ текста Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная

9. Подведение итогов урока

10. Домашнее задание

1. Орг.момент Сообщение темы и цели урока

2 .Орфоэпическая работа (Задание А1 на ЕГЭ)

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего

Ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

Задание сформулировано таким образом: Расставьте ударение в словах

Обучающийся сам вытягивает карточку со словами для этого задания, зная, что

1) Для орфоэпической работы используются специальные карточки разного цвета:

Синий - все слова в карточке начинаются с согласного звука

Красный - все слова в карточке начинаются с гласного звука

Жёлтый – слова расположены в хаотичном порядке

Белый – слова представлены в алфавитном порядке, но начальную букву узнать нельзя(Приложение 1)

2) Обучающемуся может быть предложен связный текст для выполнения этого вида работы в тетради, а правильность он проверит самостоятельно на экране и выставит оценку по указанным критериям (Приложение 2)

1)повысить интерес к данной теме(к изучаемому предмету)

2) предоставить возможность тщательнее подготовиться к заданию

3) острее ощутить собственную ответственность за полученный результат

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Расставьте ударение в выделенных словах

Балованный агент действительно черпал мальчиковых штанишек, подростковых туфель , а также пеленок для новорожденной мельком . Вероисповедание агента , которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый умершего дяди-украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление иконописи , свидетельств о посмертных мытарствах апокалипсиса . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знаменье изобретении .

Проверьте себя

БалОванный агЕнт действительно чЕрпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель , а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком . Вероисповедание агента , которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи , свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении

ЗАПОМНИ!Вариативное ударение допускается в словах подростковый и катарсис. Подростковый – пять лет назад разрешалось только подростковый , сегодня Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год рекомендует подростковый . В слове катарсис Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 2009 г. допускает два ударения – на первый и второй слоги, а словаре Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. (Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.) – на второй слог, в справочнике Розенталя Д.И.и в словаре Р.И. Аванесова - на первый.

Критерии оценки«


5» - 24-26

«4»- 23-18

«3»- 17-11

«2»- 10- 0


3Лексико- орфографическая работа (А2, А13-А19 на ЕГЭ)

Данный вид деятельности осуществляется с помощью различных технологий:

Ø Создана целая (регулярно пополняющаяся!) коллекция карточек , на которых указано лексическое значение слова. (ПРИЛОЖЕНИЕ3) Обучающемуся необходимо по этому значению определить слово и записать его грамотно в тетрадь или рабочую карту урока

Ø Применяется «Слайд-диктант» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Условия проведения слайд-диктанта: на экране слайд с рисунком.(При отсутствии технических возможностей слайд предварительно распечатывается в виде карточки) Вы должны записать слово в тетрадь орфографически верно, и, если рисунок правильно объясняет лексическое значение данного слова, то рядом со словом ставим «+».В случае несовпадения значения слова с изображением на рисунке, вы записываете слово орфографически верно, но рядом с ним ставим «-».(Показывается по 1 слайду, все записывают.)

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга.(Выводится на экран слайд «Проверь соседа по парте».)Оцените друг друга.(Выводится на экран слайд «Критерии оценки».) Дополнительное задание Какой темой объединены все слова? Попытайтесь создать из них связный текст на эту тему.

Такой вид работы позволяет решить ряд задач:

1)Расширить словарный запас обучающихся

2)Улучшить грамотность и орфографическую зоркость, повторив нужные разделы орфографии

3)Повысить интерес к изучаемому предмету, т.к. дидактический материал периодически готовится самими обучающимися, которые относятся к данному роду деятельности весьма серьёзно и подходят к заданиям изобретательно и творчески

4)Совершенствовать умение определять тематику высказывания по ключевым словам, относясь при этом к такому способу крайне осторожно и осмотрительно

Ø Сформированы дидактические материалы с заданием

«Вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия выбора орфограммы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Данные карточки разработаны в нескольких вариантах:

1)Слова подобраны на одно из заданий ЕГЭ

2)Слова подобраны на разные виды орфограмм

3)Слова распределены по уровню сложности (карточки отличаются по цвету)

4) Карточка создаётся « для конкретного ученика» (с учётом типичных ошибок, допускаемых им наиболее часто)

Такой вид работы позволяет решить ряд задач:

1) Систематически повторять все самые трудные разделы орфографии

2) Сделать орфографическую работу целенаправленной и максимально результативной

3)Использовать различные виды деятельности: индивидуальную, групповую

4) Преодолеть явление интерференции, поскольку материал во время проверки структурируется и обобщается в соответствии с заданиями ЕГЭ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест по заданию А 2 ЕГЭ.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2

Тестирование

1.Укажите, лексическое значение какого слова определено верно.

1)Щедрый- богатый, состоятельный человек.

2)Педагог- лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи, как правило, имеющее специальную подготовку.

3)Аукцион- распродажа, при которой покупают что дешевле.

2.Укажите слово, в котором основа равна корню.


1)Пристанище

2)Восход

3)Педагог


3.В каком из трех значений слово «педагог» выступает в предложении согласно своему полному лексическому смыслу.

У хорошего учителя, даже в переполненном классе, каждый ребенок будет чувствовать себя единственным.

1)Дядька из числа рабов, отводивший мальчиков в школу

2)Воспитатель учитель, преподаватель

3)Ученый, занимающийся педагогикой

Проверь и оцени себя


1.2

2.3

3.2


«5»-три верных ответа

«4»-два верных ответа

«будь внимателен на уроке»-один верный ответ -

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 СЛАЙД-ДИКТАНТ

РОСТОК КАПЮШОН
ЧЕСНОК ЖВАЧКА
ПОПЛАВОК УРАВНЕНИЕ
Проверь соседа по парте

РОСТОК

КАПЮШОН

ЧЕСНОК

ЖВАЧКА

ПОПЛАВОК

УРАВНЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

4.Тренинг Для данного вида работы использую:

2)Тематические тесты для 5- 11 классов под ред. МалюшкинаГ.В

Такой вид работы позволяет решить ряд задач:

1)Осуществлять мониторинг учебной деятельности по конкретной теме или разделу

2)Своевременно ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся

5.Творческая работа

Для данного вида работы использую высказывания известных людей, которые могут носить полемический характер. Задание сформулировано так, чтобы обучающиеся могли высказать своё отношение к услышанному или прочитанному. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Такой вид работы позволяет решить ряд задач:

1)Постоянно пополнять коллекцию аргументов для сочинения

2)Грамотно формулировать собственную позицию, не нарушая этические нормы

Вступать в полемику с авторам, отстаивая свою позицию Комментарии учителя. -Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю» Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов.- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».

Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина?

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.


А к мнению Гоголя?


«Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»

6.Тест (А3-А15, А30)

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

1 группа. Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов ).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
(употребление слова в несвойственном ему значении ).
  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных ).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними

II группа. Задание:

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

Карточка – текст / на проекторе для всех/

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка /

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… (Н.В. Гоголь). / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта. / В ЕГЭ А 30/.

Такой вид работы позволяет решить ряд задач:

1)Повторить средства художественной выразительности

2)Научиться находить ошибки в образовании форм слова

3)Избегать подобные конструкции в собственном сочинении

7..ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Кубики». (задание А 6, А 27 ЕГЭ).

Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.

  1. Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
  2. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
  3. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
  4. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
  5. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
  6. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения. (по И.И. Постниковой и И.М.Подгаецкой).
КОД ответов: IV, I, V, III, II, VI

Такой вид работы позволяет решить ряд задач:

1)Повторить лексические и грамматические средства связи предложений в тексте

2) Потренироваться в продолжении исходного текста

3) Закрепить необходимые навыки построения текста, основанные на понимании его структуры

8. Комплексный анализ текста

Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»

Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.


В.Шефнер «Устная речь»

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.


Самостоятельная работа

А)Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам (5 мин.).

Ученики знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы, формируют пары, группы, кто-то решает работать индивидуально, отбирают справочную литературу.

На уроке работают три группы:

«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);

«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

Основной алгоритм

1. Выпишите ключевые слова текста.

2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.

3. Исследуйте синтаксические конструкции текста.

Индивидуальные задания:

1. Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы).

2. Укажите и объясните тропы, используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения.

Творческое задание:

1. Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования.

Задание “Оратор”.

Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Б) Работа учителя с учащимися базового уровня.

В то время, как работают три группы с комплексным анализом текста, учитель проводит тест с учащимися базового уровня («3»).

9.Подведение итогов урока

10.Домашнее задание

Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков.
Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов. База кабинета и библиотеки позволяет это сделать.
Особое внимание уделяю части С.Сочинение как творческая работа под силу единицам, сочинению же как связному высказыванию научить можно.
Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С,
затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:
- вступление,
- формулирование проблемы,
- комментарий к проблеме,
- позиция автора текста,
- позиция автора сочинения,
- первое доказательство своей позиции (из литературы),
- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),
- вывод.
Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.
Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.
А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме. Необходимую информацию ученики также могут получить в кабинете русского языка на специально оформленных стендах, библиотеке. В кабинете русского языка можно самостоятельно поработать с бланками ЕГЭ, образцами сочинений, текстами, тестами разных лет.

Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему всё ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.

(В.Рождественский)

Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, после - контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень подготовки учащихся.

Терпение и кропотливый труд –

Успеха громкого начало!

Благодарю за сотрудничество!

С. В. Кудрявцева, МБОУ СОШ №2, с. Кривополянье, Чаплыгинский район, Липецкая область

Каждый встреченный мной человек

в чём-то меня превосходит,

и мне есть чему у него поучиться.

Эмерсон

Конспект консультации по русскому языку в 11 классе

Распределение по группам – 5 минут (карточки на столе при входе)

Учащиеся заходят со звонком. При входе берут карточки, на которых написаны названия синтаксических средств, лексических средств и их примеры. Ребятам нужно найти свою пару и организовать две группы. Потом объяснить свой выбор.

- Молодцы, ребята, садитесь.

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

- Замечательно, ведь от настроения зависит итог работы, итог нашего сотрудничества.

- Сегодня у нас необычная консультация: во-первых у нас гости, а во-вторых продолжительность консультации всего 40 минут, поэтому я прошу Вас работать в ускоренном темпе.

- Итак начнём.

Задание №1 по группам – 7 минут (карточка №2 на партах)

Задание №4

Расставить ударения в выделенных словах

БалОванный агЕнт действительно чЕрпал мАльчикОвых штанишек, подрОсткОвых тУфель , а также пеленок для новорождЕнной мЕльком . ВероисповЕдание агЕнта аристокрАтии (свой гЕрбовый украИнца ), не позволяло ему менять граждАнство , испытывать кАтАрсис от пребывания в партЕре театра, читать пАсквили и выносить приговОры . На его мЫшление Иконописи , свидетельств о посмертных мытАрствах апокАлипсиса . Он ощущал себя не еретикОм , а избрАнником небес и видел знАменье изобретЕнии .

ЗАПОМНИ! Вариативное ударение допускается в словах подростковый и катарсис. Подростковый – пять лет назад разрешалось только подростковый , сегодня Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год рекомендует подростковый . В слове катарсис Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 2009 г. допускает два ударения – на первый и второй слоги, а словаре Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. (Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.) – на второй слог, в справочнике Розенталя Д.И.и в словаре Р.И. Аванесова - на первый.

Задание №2 по парам – 5 минут (карточка №3 на партах)

Задание №5

1 пара.

Вставить в предложение подходящее по смыслу слово

1. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) Осуждение преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

2 пара.

2. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро усвоить новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

3 пара.

Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый , яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (
удачный , удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо,
нестерпимо ) блестит на солнце.

4 пара.

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся НАДЕТЬ охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

Задание №3 по группам – 5 минут (карточка №4 на партах)

Задание №7

1. В повести «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне. - В повести «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющего верность долгу и отчизне. (нарушение в построении предложения с причастным оборотом )

2. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. - Благодаря обучению в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. (неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом )

3. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. - В минувшую субботу для родителей, у которых есть дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. (ошибка в построении сложноподчиненного предложения )

4. Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику. - Они разбрелись кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику. (нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм )

Задание №4 по группам – 3 минуты (карточка №5 на партах)

Задание №8

Даны карточки со словами

1 группа: вставить пропущенные буквы

2 группа: разделить слова на 3 группы

1. словарные слова: экстремальный, силуэт, гипотеза

2. слова с безударной проверяемой гласной в корне: покаяние, опоздание, долина, громадный, оправдать

3. слова с чередующимися гласными в корне слова: поплавок, подрастающий

Итоговое сочинение. (10 минут)

Коллективное сочинение

Структура сочинения (на доске)

1. Тезис

2. Доказательство № 1.

3. Доказательство №2.

4. Вывод.

- Напишите сочинение рассуждение. Каждую часть пишет 1 пара. (часть выбирают наугад, карточки приготовлены на учительском столе, 1 уч. от группы подходит и берёт)

- Наше занятие подошло к концу. Сейчас я попрошу вас взять белые листы, которые находятся на краю парты. Согнуть. Соединить линии. В центре напишите 6.12.2016. в 1 квадрате напишите - Что у вас получилось легко, во втором – над чем нужно поработать ещё. В третьем – опишите своё состояние с помощью 1 предложения, в четвёртом - пожелание одноклассникам.

Спасибо за работу, ребята. Я желаю Вам достичь хороших результатов на итоговом сочинении и во время государственной итоговой аттестации. Всегда помните Успех – это не цель, а следствие кропотливой работы.

Карточка № 1

Сравнительный оборот

Как трепетная птица

Тревожно-счастливые глаза

Эпитет

Клубочек, слабеньких

Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль

Метафора

Карточка №2

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель , а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком . Вероисповедание агента , которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией дяди- украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи , свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении .

Карточка №3

1. ОБСУЖДЕНИЕ – ОСУЖДЕНИЕ

1) ____________________ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты _____________________ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ____________________ новой книги В. Распутина.

4) ____________________ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

Карточка №3

2. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

1) Завод ________________ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ___________________ новый материал.

3) Жители деревни решили __________________ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось __________________ новую технику.

Карточка №3

Выберите нужное слово или словосочетание.


1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

Карточка №3

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся _________________ охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ________________ детей завтра.

3) Хвойный лес ____________________ все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров ________________________ в национальные костюмы.

Карточка №4

Исправить грамматические ошибки, назвать ошибку

1. В повести «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

2. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

3. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция.

4. Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

Карточка №5

Экстремальный, покаяние, опоздание, поплавок, долина, подрастающий, громадный, оправдать, силуэт, гипотеза

Карточка №5

Экстр__мальный, пок__яние, оп__здание, попл__вок, д__лина, подр__стающий, гром__дный, опр__вдать, с__луэт, г__потеза