Анализ музыкальной формы рондо. Рондо в творчестве русских композиторов Классическое произведение в форме рондо

Методическая разработка урока музыки для 2 класса по теме:

«Рондо как форма музыкального произведения».

МАОУ «Лицей №56» г. Новоуральска

Славгородская Оксана Юрьевна

Тема урока: «Рондо как форма музыкального произведения»

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель урока : создание условий для формирования представления у обучающихся об особенностях музыкальной формы Рондо.

Форма урока : у рок-исследование.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают о существовании музыкальной формы «Рондо», систематизируют полученные знания по теме, расширят представления о многообразии форм музыкальных произведений, сумеют применить знания, полученные на уроке.

Задачи:

Регулятивные

- объяснить происхождение термина Рондо;

Определить характерные признаки формы Рондо;

Организовать свою деятельность.

Познавательные

Развивать умение сравнивать разные формы музыкальных произведений;

Формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы;

Развивать творческие способности обучающихся;

Личностные, коммуникативные

Углублять интерес обучающихся к истории создания музыкальных произведений;

Формировать у обучающихся эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;

Раскрыть влияние музыки на состояние человека;

Оценивать результаты деятельности.

Используемые методы обучения:

Методы обучения ПДО – подводящий и побуждающий диалоги;

Исследовательский;

Метод художественно-творческого моделирования;

Наглядный;

Словесно-практический.

Формы организации обучения:

Индивидуальная;

Групповая;

Фронтальная.

Ход урока

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся попевкой, дети тоже отвечают пением.

Учащимся предлагается определить своё настроение, с которым они пришли на этот урок по методу Люшера, выбрав одну из цветных карточек, цвет которой им больше нравится. Объясняют свой выбор. На основании выбранных цветных карточек, учитель делает вывод о настроении ребят, кратко комментируя ситуацию.

Учитель: Как вы думаете, может ли музыка влиять на настроение человека? А хотите проверить это сегодня? Тогда давайте попробуем!

Учитель : Скажите, над какой темой мы с вами работаем?

Ученики: Формы музыкальных произведений.

Учитель : А с какими музыкальными формами мы уже познакомились?

Ученики : Одночастная форма, двухчастная форма

Учитель : А как вы думаете, есть ли ещё какие-нибудь музыкальные формы? Какие?

Учитель : Давайте, проверим ваши предположения, правильны они или нет и возможно, мы сегодня сделаем музыкальное открытие.

А для этого нам нужно набрать как можно больше информации.

II этап. Актуализация знаний. Исследование.

Учитель: Первую информацию о нашей новой музыкальной форме вы сможете собрать из хорошо известных вам попевок: «Мы - второклассники», «Мы - мальчики», «Мы - девочки».

Сейчас мы исполним попевки в следующей последовательности:

Мы – второклассники

Мы – мальчики

Мы – второклассники

Мы – девочки

Мы – второклассники.

Учитель : А теперь нам предстоит схематически изобразить форму этих попевок. В этом вам помогут те символы, которые лежат у вас на партах. Но прежде, я предлагаю вам посчитать, сколько у вас символов?

Ученики: 4

Учитель : А теперь давайте ещё раз споём и посчитаем сколько у нас куплетов.

Ученики : 5

Учитель : Ребята, я убеждена, что того количества символов, которое есть у вас на партах вполне хватит. Постарайтесь расположить их в той последовательности, в которой звучали попевки. (групповая работа)).

(Ученика, у которого получится круг, вызвать к доске и попросить объяснить свои действия).

Учитель : Движение музыки по кругу получило название РОНДО, что в переводе на русский язык означает «КРУГ».

Учитель: Следующую информацию о форме Рондо вы получите, проанализировав предложенную вам схему. А для этого надо ответить на 2 вопроса:

    Есть ли в этой форме постоянно повторяющиеся части? Какие?

Постоянно повторяющаяся часть называется РЕФРЕН – это повторяющаяся часть.

    Есть ли в этой форме меняющиеся части? Какие?

Эти части получили название – ЭПИЗОДЫ. Их может быть разное количество, но у нас 2 эпизода. (разбор эпизодов по характеру).

Учитель : Ребята, как вы думаете, ответили мы на вопрос урока о новых формах в музыке или нет?

Ученики : Да, узнали о новой музыкальной форме.

Учитель: Понравилась ли вам новая музыкальная форма «РОНДО»?

А хотелось бы вам познакомиться с другими произведениями, которые так же написаны в форме Рондо?

Ученики : да.

III этап. Применение .

Учитель: Я с удовольствием вам объявляю, что известная нам песня Д. Кабалевского «Зачем нам выстроили дом?» написана в форме «Рондо». (Пение).

Учитель: Дети, проанализируйте текст этой песни. Обратите внимание на последний рефрен, он не дописан и не допевался, как вы думаете, почему?

Учитель : В форме Рондо музыка звучит по кругу. А последняя строчка как бы разрывает наш круг. Это сделано для того, чтобы закончить песню. Последняя часть называется КОДА.

Учитель: Знакомство детей с композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом, и

3-й частью «Сонаты №2», которую ещё называют «Турецкий марш». Обратить внимание детей на форму этого произведения. (Слушание).

Учитель: - Понравилось вам это произведение? Чем?

А в какой форме написан это марш? (ответы детей)

А кто из вас может напеть мелодию Рефрена? А эпизоды?

У этой музыки есть ещё одно название - «Рондо в турецком стиле». Повторное слушание в оркестровом исполнении).

Учитель: А возможно ли использование формы Рондо в литературе? Давайте проверим?

(Дети рассматривают карточки с иллюстрациями к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», и пытаются определить форму сказки).

Учитель : Ребята, а как вы думаете, это все музыкальные формы? (нет).

Вот нам и предстоит узнать, какие ещё существуют формы музыкальных произведений на следующих уроках.

IV этап. Рефлексия.

Учитель : - Какое открытие вы сегодня сделали?

Понравилась ли вам новая музыкальная форма?

Что больше всего понравилось на уроке?

Я предлагаю вам снова выбрать цветную карточку, которая соответствует вашему настроению к концу урока и объясните свой выбор. Правда ли музыка повлияла на ваше настроение?

Поём с тобой всегда свободно

Открытую сегодня форму «РОНДО».

Что означает, точно знаем, «КРУГ»

И этот круг встречаем мы вокруг.

На части разложили РОНДО мы

И новым знанием озарены!!!

Вот на запеве каждый узнаёт

Часть РОНДО это – ЭПИЗОД!

Мы повторим припев, недопустим обмен,

Ведь эту часть зовут – РЕФРЕН!

Заканчивается точкой ода,

А мы, ребята, скажем это – КОДА!

Похлопаем в ладоши те, кто многое узнали,

И те, кто вместе с нами, не скучали!!!

V этап. Домашнее задание.

1. Написать эссе на тему «Рондо»,

2. Найти примеры формы «Рондо».

Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.

Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.

Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Формы музыкальных произведений

Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение . А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период» .

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).

Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных .

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).

Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях , да и не менее чаще в композициях современных авторов.

Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato ). Есть вариации фигурационные , в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.

Есть и ещё один вид вариаций – характерные вариации , в которых каждое новое проведение темы происходит в новом жанре. Иногда эти переходы к новым жанрам сильно трансформируют тему – вы только представьте, тема может прозвучать в одном и том же произведении и как траурный марш, и как лирический ноктюрн, и как восторженный гимн. Кстати, кое-что о жанрах можно прочитать в статье .

В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.

Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор

Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг» . Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами ) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.

Сонатная форма , вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений.

В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной» . Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:

  • экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем);
  • разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие);
  • реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).

Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).

Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.

На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл .

9. Рондо

Вспомним народные танцы. По всему миру были распространены круговые танцы — хороводы — с разными названиями. Припоминаете, как назывался французский хоровод? Ронда. Французское слово rondeau означает круг . Форма рондо произошла от французского хоровода. Французские хороводные песни состояли из множества куплетов , в которых были разные запевы и одинаковый припев . Как и танец, музыка тоже «двигалась по кругу», всё время возвращаясь к припеву, у которого в этой форме есть специальное название — рефрен . А запевы называются эпизодами . Старинная форма рондо, как и хоровод, начиналась с эпизода, и эпизодов могло быть больше десяти, но более позднее, классическое рондо XVIII века всегда начинается с рефрена, а эпизодов в нём обычно только два (иногда три). Классическое рондо уже совсем не похоже на песню.

Обратите внимание: XVIII век считается началом новой, современной музыкальной эпохи. Именно тогда появились многие формы и жанры, которые существуют и в наше время, а старинные формы и жанры приняли облик, близкий к современному.

Вы уже знаете, что отдельные части классических сонат и симфоний иногда пишутся в форме вариаций. Но гораздо чаще в симфониях и сонатах встречается форма рондо.

Если снова использовать нашу схему в виде поезда, то классическое пятичастное рондо будет выглядеть так:

Все проведения рефрена обычо звучат в одной и той же — главной — тональности. Эпизоды отличаются по тональности и от рефрена, и друг от друга. Бывает, что оба эпизода строятся на одной музыкальной теме, но изложение и развитие этой темы в каждом эпизоде своё, как и тональность. Проведения рефрена, наоборот, не только звучат в одной тональности, но и вообще не отличаются (или почти не отличаются) друг от друга.

Рондо с самого начала использовалось композиторами гораздо свободнее, чем другие классические формы, и далеко не всегда у классиков можно найти рондо, полностью соответствующее нашей схеме. Случается, что нет рефрена в середине, бывает, что в конце добавлен «лишний» эпизод, а иногда один из эпизодов не строится на новой теме, а развивает тему рефрена.

Форма рондо встречается и в современной музыке. Когда шла речь о выразительности штриха staccato, я приводил в пример отрывок из Маленького рондо Слонимского. Теперь можно более детально познакомиться с этой пьесой. Напомню рефрен:

У этой пьесы есть весёлый эпиграф, взятый из сказки «Тараканище»:

Помните, целая вереница разных зверей на всевозможных видах транспорта? Чередование рефрена и эпизодов в этой пьесе создаёт образ яркого, пёстрого сказочного шествия. Вот в первом эпизоде появляются какие-то новые персонажи:

Этот эпизод распадается на два самостоятельных раздела. Тяжеловатые терции с весёлыми форшлагами и задорными синкопами (может, это медведи жмут на педали?) сменяются лёгкими гаммообразными пассажами в высоком регистре (уж не комарики ли это на воздушном шарике?). Можно считать, что это два маленьких самостоятельных эпизода, между которыми пропущен рефрен. Форма рондо допускает такие вольности.

Затем появляется сокращённое проведение рефрена (только первая половина) совершенно без изменений. А после рефрена следует эпизод, построенный на материале первого эпизода, но в другой тональности и с другой, более мощной фактурой. Это кульминация пьесы.

В конце вновь появляется рефрен, снова в сокращённом виде (только первая половина). Последнее проведение рефрена слегка изменено: в мелодии появляются фигурации шестнадцатых, похожие на трели. Это своеобразная вариация на тему рефрена. При повторении фигурации немного изменяются, поэтому композитор не ставит знак повтора, как в предыдущих проведениях, а выписывает этот варьированный повтор нотами.

Вот схема этого рондо:

Теперь вы знаете, что

Между прочим, вы можете легко превратить в рондо написанные вами сложные трёхчастные формы. Представьте себе, что середина — это первый эпизод, крайние разделы — проведения рефрена. Осталось сочинить ещё один эпизод и повторить рефрен. Вы уже, наверно, поняли, что среднее и последнее проведения рефрена можно сократить, то есть дать только один период.

Второй эпизод должен быть в новой тональности. Лучше всего сделать его контрастным по отношению и к рефрену, и к первому эпизоду.

Упражнение 5

а) Превратите в рондо сложную трёхчастную форму, написанную по образцам из учебника, с помощью следующего эпизода:

Обратите внимание, что этот эпизод сильно отличается от всех других фрагментов формы: по характеру он тревожный и беспокойный, тема его начинается в нижнем голосе. Зато во второй его половине появляются интонации рефрена, правда обострённые хроматизмами. Этот приём немножко напоминает вариации, не так ли? Варьирование может применяться не только в вариациях, но и в любом развитии музыкального материала. Узнаваемые интонации всегда помогают слушателю связать новые фрагменты музыки с уже отзвучавшими.

б) Придумайте свой эпизод и сделайте рондо из своих собственных заготовок.



РОНДО (круг) в самом обобщенном и опосредованном виде идею космического круговращения, получившую разнообразное воплощение в искусстве народном и профессиональном. Это и круговые танцы, встречающиеся у всех народов мира, и строение текста куплетной песни с неизменным текстом припева, и поэтическая форма ронделя. В музыке проявления рондообразности проявляются, пожалуй, наиболее разнообразно и обнаруживают тенденцию к исторической изменчивости. Это связано с ее временной природой. «Перевод» пространственной «идеи» во временную плоскость достаточно специфичен и наиболее рельефно проявляется в неоднократном возвращении одной темы (неизменной или варьированной, но без существенного изменения характера) после музыки, отличающейся от нее той или иной степенью контраста.

Определения формы РОНДО существуют в двух вариантах: обобщенном и более конкретном.

Обобщенное определение – ФОРМА, В КОТОРОЙ ОДНА ТЕМА ПРОВОДИТСЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ РАЗ, РАЗДЕЛЯЕМАЯ ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ ОТ ПОВТОРЯЕМОЙ ТЕМЫ МУЗЫКОЙ, соответствует как всем историческим разновидностям рондо, так и всему множеству рондообразных форм, включая рондо-сонату.

Конкретное определение: ФОРМА, В КОТОРОЙ ОДНА ТЕМА ПРОВОДИТСЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ РАЗ, РАЗДЕЛЯЕМАЯ РАЗНОЙ МУЗЫКОЙ, соответствует лишь значительной части куплетных рондо и рондо классическому.

Неоднократное возвращение темы создает ощущение законченности, закругленности. Внешние признаки рондальности могут встретиться в любой музыкальной форме (звучание темы вступления в разработке и коде сонатной формы, например). Однако, во многих случаях такие возвращения происходят органически (при традиционном для трехчастных форм повторении середины и репризы, а также и в некоторых других, которые будут рассмотрены позднее). Рондальность, как и вариационность с легкостью проникает в самые разные принципы формообразования.

Первая историческая разновидность, «КУПЛЕТНОЕ « РОНДО получила широкое распространение в эпоху барокко, особенно, во французской музыке. Это название довольно часто встречается в нотном тексте (куплет 1, куплет 2, куплет 3 и т.д.). Большинство рондо начинается РЕФРЕНОМ (повторяющейся темой), между ее возвращениями – ЭПИЗОДЫ. Таким образом, число частей оказывается нечетным, четные рондо встречаются реже.

Куплетное рондо встречается в музыке самого различного характера, лирической, танцевальной, энергично-скерцозной. Эта разновидность, как правило, не содержит рельефных контрастов. Эпизоды обычно строятся на вариантном или вариантно-продолжающем развитии темы рефрена. РЕФРЕН, как правило, краток (не больше периода) и, завершая куплет, звучит в главной тональности. Куплетное рондо тяготеет к многочастности (до 8-9 куплетов), но нередко ограничивается 5 необходимыми частями. Больше всего семичастных рондо. В достаточно большом количестве примеров встречается повторение куплетов (эпизод и рефрен) целиком, кроме последнего куплета. Во многих куплетных рондо можно отметить увеличение протяженности эпизодов (у Рамо, Куперена) Тональный план эпизодов не обнаруживает закономерных тенденций, они могут начинаться и в главной тональности, и в других тональностях, быть гармонически замкнутыми или разомкнутыми. В танцевальных рондо эпизоды могут быть мелодически более самостоятельными.


В немецкой музыке куплетное рондо встречается реже. У И.С. Баха таких примеров немного. Но рондальность ощутима в староконцертной форме, хотя она подчиняется иному ритму развертывания (в куплетном рондо эпизод тяготеет к рефрену, «впадает» в него, в староконцертной форме повторяемая тема имеет разные продолжения, вытекающие из нее), в ней отсутствует размеренность устойчивых каденций и структурная четкость куплетного рондо. В отличие от строгого тонального «поведения» рефрена в староконцертной форме тема может начинаться в разных тональностях (в первых частях Бранденбургских концертов Баха, например).

Особое явление представляют собой довольно многочисленные рондо Филиппа Эммануила Баха. Они отличаются значительной свободой и смелостью тональных планов и, практически, предвосхищают некоторые черты свободного рондо. Нередко, рефрен становится более развитым структурно (простые формы), что приближает к рондо классическому, но дальнейшее развитие уходит от классических структурных закономерностей.

Вторая историческая разновидность – КЛАССИЧЕСКОЕ РОНДО – обнаруживает воздействие на него других гомофонных форм (сложной трехчастной, вариационной, отчасти сонатной), и само активно взаимодействует с другими гомофонными формами (именно в этот период складывается и активно распространяется форма рондо-сонаты).

В классической музыке слово РОНДО имеет двоякое значение. Это и название ФОРМЫ-СТРУКТУРЫ, весьма ясной и определенной, и название ЖАНРА музыки с песенно-танцевальными, скерцозными истоками, где присутствуют признаки рондообразности, иногда лишь внешние. Написанное в нотах, слово РОНДО, как правило, имеет именно жанровое значение. Структура же классического рондо нередко используется в иной жанровой плоскости, в лирической музыке, например (Рондо ля минор Моцарта, вторая часть из Патетической сонаты Бетховена и др.).

Классическое рондо ограничивается минимальным количеством частей: тремя проведениями рефрена, разделенных двумя эпизодами, кроме того возможна кода, иногда весьма протяженная (в некоторых рондо Моцарта и Бетховена).

Влияние сложной трехчастной формы проявляется прежде всего в ярком, рельефном контрастировании эпизодов, а также в «укрупнении» частей - и рефрен, и эпизоды нередко написаны в одной из простых форм. Стабилизируется тональный план эпизодов, вносящих ладо-тональный контраст. Наиболее типичны – одноименная тональность и тональности субдоминантового значения (разумеется, встречаются и другие тональности).

Рефрен, сохраняя как и куплетном рондо, тональную стабильность, варьируется гораздо чаще, иногда варьируется последовательно. Может меняться и протяженность рефрена, особенно во втором проведении (могут быть сняты повторения частей простой формы, которые были в первом проведении или произойти сокращение до одного периода).

Влияние сонатной формы проявляется в связках, в которых происходит разработочное, как правило, развитие темы рефрена. Техническая необходимость в связке возникает после инотонального эпизода. У Гайдна роль связок минимальна, более развитые связки встречаются у Моцарта и, особенно, у Бетховена. Они появляются не только после эпизодов, но и предшествуют эпизодам и коде, достигая нередко значительной протяженности.

Рондо Гайдна более всего похожи на сложную трех-пятичастную форму с двумя разными трио. У Моцарта и Бетховена первый эпизод бывает обычно структурно и гармонически разомкнутым, а второй более развернутым и структурно завершенным. Стоит отметить, что форма классического рондо представлена у венских классиков количественно весьма скромно, и еще реже имеет название рондо (Рондо ля минор Моцарта, например). Под названием РОНДО, имеющим жанровое значение, нередко встречаются другие рондообразные формы, чаще других, РОНДО-СОНАТА, рассмотрение которой целесообразно позднее.

Следующая историческая разновидность, СВОБОДНОЕ РОНДО, интегрирует свойства куплетного и классического. От классического идет яркая контрастность и развернутость эпизодов, от куплетного – тяготение к многочастности и нередкая краткость рефрена. Собственные черты – в изменении смыслового акцента с непреложности возвращений рефрена на разнообразие и пестроту круговорота бытия. В свободном рондо рефрен обретает тональную свободу, а эпизоды - возможность прозвучать неоднократно (как правило, не подряд). В свободном рондо рефрен может не только проводиться в сокращенном виде, но и быть пропущенным, вследствие чего идут два эпизода подряд (новый и «старый»). В содержательном отношении для свободного рондо нередко характерны образы шествия, праздничного карнавала, массовой сцены, бала. Название рондо фигурирует редко. Классическое рондо более широко распространено в музыке инструментальной, несколько реже в вокальной, свободное рондо достаточно часто становится формой развернутых оперных сцен, особенно в русской музыке 19 века (у Римского-Корсакова, Чайковского). Возможность неоднократного звучания эпизодов уравнивает их в «правах» с рефреном. Новый содержательный ракурс свободного рондо позволяет сохраняться форме классического рондо (классическое рондо практически полностью вытеснило рондо куплетное) и существовать в художественной практике.

Кроме рассмотренных исторических разновидностей рондо, основной признак рондо (не менее чем троекратное звучание одной темы, разделяемое отличающейся от нее музыкой) присутствует во многих музыкальных формах, внося признаки рондообразности менее или более рельефно и специфично.

Признаки рондообразности есть в трехчастных формах, где весьма типично повторение 1 части и 2-3, или повторение 2-3 частей (трех-пятичастные). Такие повторения очень типичны для простых форм, но встречаются и в сложных (у Гайдна, например). Возникают признаки рондообразности и в циклах двойных вариаций с поочередным изложением и варьированием тем. Такие циклы завершаются обычно первой темой или вариацией на нее. Присутствуют эти признаки и в такой сложной трехчастной форме с сокращенной до одного периода репризой, в которой первая часть была написана в простой трехчастной форме с типичными повторениями частей (Полонез Шопена ор. 40 №2, например). Более рельефно рондообразность ощутима в двойных трехчастных формах, где середины и репризы отличаются тональным планом и / или/ протяженностью. Двойные трехчастные формы могут быть простыми (Ноктюрн Шопена ор. 27 №2) и сложными (Ноктюрн ор. 37 №2).

Самое рельефное и специфичное проявление рондообразности в ТРЕХЧАСТНОЙ ФОРМЕ С РЕФРЕНОМ. Рефрен, написанный обычно в форме периода в главной тональности или одноименной к ней, звучит после каждой части трехчастной формы, простой (Вальс Шопена ор.64 №2) или сложной (финал сонаты Моцарта Ля мажор).

Период простейшего строения

Усложнения периода

Русская народная песня

Простая двухчастная форма

Трехчастная форма

Сложная трехчастная форма

Тема с вариациями

Рондо

Сонатная форма

Рондо-Соната

Циклические формы

Смешанные формы

Вокальные формы

Рондо называется такая форма, в которой одна и та же тема про водится не м е н е е трех раз, а между ее проведениями помещаются части иного содержания и, притом, чаще всего, каждый раз — нового. Таким образом, общая схема рондо имеет следующий вид:

А+В+А + С + А + …

Из определения и схемы нетрудно заключить, что в этой форме особенно ярко проявляется принцип репризности, который, с количественной стороны, ни в какой другой форме не выражен так сильно. В то же время он сочетается с принципом контрастного сопоставления (внешний контраст).
По сравнению с двух- и трехчастнымн формами рондо представляет еще шаг в сторону увеличения формы путем сложения ее из нескольких частей. Это особенно ясно, если представить рондо как последовательность трехчастных форм, которые сцеплены общими частями, то есть повторяющейся темой, относимой в схеме и «налево» и «направо»:

Происхождение рондо, название его частей. Характер содержания

Форма рондо ведет свое происхождение от хороводной песни с припевом. Песня этого рода обычно строится так, что предварительно исполняется куплет (запев), за которым следует припев. Текст куплета, при повторяющейся музыке, каждый раз — новый, текст же припева сохраняется весь или в большей своей части. В инструментальной музыке, вместо меняющегося текста, меняется музыка (В и С в схеме); припев, появляясь в начале формы, далее повторяется так, как и в вокальной хороводной песне (буква А в схеме). Термин «рондо» означает—«круг» (хоровод). Ударение в слове «рондо» возможно и на первом слоге (итальянское произношение) и на втором (французское произношение). Повторяющаяся тема называется главной партией (по старинной терминологии рондо — rondeau или рефрен — refrain, то есть припев). В схеме, таким образом, А — главная партия. Для того чтобы отличить местоположение каждого ее проведения, будут приняты следующие термины: первое проведение главной партии, второе проведение главной партии и т. д. Части, расположенные между проведениями главной партии, поскольку каждая из них имеет самостоятельное и не повторяющееся в других частях содержание, называются эпизодами. В схеме В и С — эпизоды, первый и второй.

Старинное (куплетное) рондо

Общие черты гомофонной музыки первой половины XVIII века, особенно французской, — отсутствие длительного сквозного развития, относительная замкнутость частей формы, при их краткости, и известная механичность сцепления этих частей.
Перечисленные черты в полной мере отражены в трактовке формы рондо того времени.
Все части рондо кратки и их, нередко, много, благодаря чему в целом форма получается довольно крупной.
Тематика рондо в общем, отражая происхождение формы, носит характер близкий к песенно-танцевальному роду музыки. Это свойство, роднящее форму рондо со многими образцами двух- и трехчастиых форм, в немалой мере сохраняется и в дальнейшем развитии данной формы, хотя и не может считаться обязательным для всех случаев.

Главная партия

Главная партия, как тема повторяющаяся и, тем самым, в наибольшей степени определяющая общий характер произведения, носит часто песенно-танцевальный характер.
С гармонической стороны, главная партия представляет собой построение, замкнутое полной каденцией в главной тональности.
Со структурной стороны, главная партия, как правило, — период в 8, изредка в 16 тактов, обычно состоящий из двух сходных предложений. Приведенный пример, мелодика которого заключает в себе известные черты полифонической манеры письма, также не составляет исключения, так как его структура при ближайшем рассмотрении, близка к обычной:

a b a 1 a 2
2 2 2 2

Количество проведений главной партии колеблется от трех до пяти или шести, в отдельных случаях доходя даже до восьми или девяти. Репризы обычно повторяют главную тему в ее первоначальном виде или слегка варьированно при помощи орнаментики (см. Бах. Рондо из партиты c-moll). Тем самым создается близость вариационной формы и рондо.

Эпизоды

Эпизоды, расположенные между проведениями главной партии, в ранне-классическом рондо обычно дают лишь небольшой тематический контраст. Иногда даже встречается вкрапление в эпизод элементов из главной темы (см. такты 36—38 примера 135), которое нетрудно отличить от ее настоящей репризы по тональному признаку: тематическая и тональная репризы в рондо, как правило, совпадают.
С гармонической стороны, эпизоды заключают в себе несколько большее разнообразие плана, чем главная партия. В одних случаях эпизод начинается прямо в новой тональности, введенной ради контраста, скачком. Но очень часто малая степень тематического контраста сопровождается и смягчением тональных сопоставлений. В примере 135 все четыре эпизода начинаются с тонической гармонии главной тональности, после которой тут же или спустя некоторое время (см. 2-й эпизод, тональный план которого Е—Н) начинается модулирование в подчиненную тональность, заканчивающую эпизод. Таким образом, эпизод приобретает строение модулирующего периода.
Порядок тональностей для всех эпизодов в старом куплетном рондо представляется довольно произвольным. Общая черта — безусловное ограничение тональностями, близко родственными к главной. Кроме того, нередко встречается проведение эпизода в главной тональности. Это чаще всего делается в последнем эпизоде, расположенном близко от конца формы, где преобладание главной тональности кажется вполне уместным.
Отчасти намечается в общем распорядке тональностей эволюция в сторону приближения плана к формуле Т—D—S—Т. Она выражается в предпочтении тональности доминантовой стороны для первого эпизода и субдоминантовой для одного из последующих. В примере 135 эта тенденция не получила ясного выражения, которое более свойственно рондо венских классиков.

Связующие части старому куплетному рондо не свойственны.
Структура эпизодов относительно разнообразна. Протяжение их большей частью равно протяжению главной партии или его превышает. В примере 135, при восьмитактовой главной партии, первый эпизод также равен 8 тактам. Второй и третий эпизоды имеют по 16 тактов, четвертый же, наиболее оживленный в модуляционном строении, разросся до 20 тактов.
Кода, как правило, отсутствует.

Рондо зрелого классицизма (простое рондо)

Одной из важнейших черт музыки эпохи зрелого классицизма является стремление к более широкому сквозному развитию и преодолению разобщенности частей формы. Эта черта отражается и в рондо. Его части становятся шире, обычное же количество их, большей частью, всего лишь пять, и, таким образом, формула А + В + А+С+А становится типичной. Общее взаимодействие частей значительно усиливается посредством введения связующих частей, особенно часто от эпизодов к репризам главной партии. Введение связок вызвано тем, что эпизоды контрастны и даются в других тональностях. Кода с ее объединяющим действием становится почти обязательной.
Главная партия, прежде — один период, сочиняется чаще всего в простой двух- или трехчастной форме. Но и при таком более широком развитии она сохраняет замкнутость. В репризы нередко вносятся изменения, благодаря которым рондо сближается с вариационной формой больше, чем прежде.
Эпизоды также становятся пропорционально шире. Их форма— простая двух- илн трехчастная, иногда — период, а иногда и неустойчивое построение срединного характера. (Последнее типично главным образом для первого эпизода.)
С тематической стороны контраст эпизодов и главной партии выявляется гораздо ярче, чем в ранних образцах рондо. Из двух эпизодов первый нередко ближе по характеру к главной партии, второй же — вносит контраст более сильный. Это обстоятельство, в связи с большой развитостью и закругленностью формы второго эпизода, несколько приближает его роль к роли трио в сложной трехчастной форме с неполной репризой.

Как бы I часть Трио Реприза
A B A С А

Благодаря такому сходству иногда смешивают эти формы. Их главное различие заключается в том, что:

1) главная партия рондо обычно двух- или трехчастная;

2) первая часть сложной трехчастной формы обычно — однотемна, а здесь первый эпизод В вносит некоторый тематический контраст;

3) весомость трио, в общем — больше, чем эпизода в рондо.

Тематический контраст неизменно оттеняется тональным контрастированием, так как эпизоды, как правило, пишутся в подчиненных тональностях. Наиболее типичен следующий выбор:

В первом эпизоде чаще бывает тональность доминанты или более слабой субдоминанты (VI), во втором — одноименная или сильной субдоминанты (IV).
Иногда встречаются и несколько более отдаленные подчиненные тональности (ем Бетховен Рондо, ор. 129, G-dur).
Если первый эпизод дан в тональности доминантового порядка, то второй скорее всего — в субдоминанте (значение формулы Т—D—S—Т у классиков заметно усилилось). Впрочем, субдоминантовая тональность вообще типична для второго эпизода.
Со стороны строения, как сказано выше, наблюдается известное разнообразие. Для большинства эпизодов, независимо от того, построены они в двух- или трехчастной форме, или в форме периода, характерна известная закругленность, свойственная этим формам вообще, и кроме того, связанная с песенно-танцевальным характером тематики рондо. Поэтому стремление к большей непрерывности в строении целого вызвало появление модулирующих связующих частей. Последние, как сказано выше, более типичны между эпизодом и репризой главной партии, но иногда вводятся и в эпизод (см. Бетховен. Соната, ор. 49 N° 2, ч. II). Иногда встречаются эпизоды разработочного характера, под влиянием упомянутой тенденции к сквозному развитию формы.
В рондо встречаются связки всех типов, какие был» описаны во введении и в предыдущих главах.
1. Одноголосная мелодическая связка, на фоне уже достигнутой и далее подразумеваемой доминанты.
2. Короткая модуляция из нескольких аккордов.
3. Дополнения к основной каденции с последующим модулированием («собственно переходом»).
4. Повторение части, перерастающее в модулирующий переход.
Иногда встречаются и довольно пространные связующие части разработочного характера на основе предшествующей темы или, что особенно характерно, на материале той темы, вступление которой подготовляется (тематическая подготовка). Примеры в финалах сонат Бетховена, ор. 14 №2 иор. 53. Последний пример дает образец очень широкого развития связующей части, соответствующего грандиозным пропорциям всего рондо
Новая черта в рондо зрелого классицизма кода. С тематической стороны, кода почти всегда основана на "материале основной формы (то есть самого рондо). В простейших случаях тематика перерабатывается таким образом, чтобы создать ряд дополнительных каденций, и, чем она ближе к песенно-танцевальному характеру, тем, обыкновенно, проще строение коды. А так как танцевальный характер преобладает в рондо, то коды преимущественно просты и не имеют в себе разработочного развития, мало свойственного данной форме вообще. просто

Дальнейшее развитие рондо в XIX веке

В дальнейшем развитии формы рондо намечаются некоторые новые черты.
1. Какое-нибудь из средних проведений главной партии иногда делается в подчиненной тональности, ради колористического разнообразия и преодоления некоторой статичности, вносимой возвращением в главную тональность (см. Шуман. Movellette, ор. 21 № 1).
2. Степень замкнутости частей нередко меньшая чем прежде. Этому способствуют длинные связующие части разработочного характера.
3. В эпизодах наблюдается большее разнообразие характера чем прежде. Свободное отношение к выбору материала для эпизодов сказывается иногда в их сходстве (см. Шопен. Рондо, ор. 1 и 16).
4. Перечисленные черты, возможные в разных сочетаниях, соединяются с очень свободным отношением к общему распорядку частей. Так, например, иногда друг за другом следуют два эпизода на разные темы, как в Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, план которого выглядит следующим образом:

Общий признак рондо, то есть не менее чем трехкратное проведение главной партии, как видно, сохраняется в полной силе. Прием объединения формы, посредством многократной повторности, иногда применяется и к очень крупным построениям в оперной музыке, вплоть до придания рондообразной структуры целому акту или картине.
Наряду с более широким пониманием формы рондо, в музыке XIX века наблюдается и как бы возрождение старинной ее трактовки, в отношении многочастности, а иногда отграниченности частей. Оно в наибольшей мере свойственно, по-видимому, Шуману. Известный пример — первая часть «Венскою карнавала», ор. 26, в которой трехчастная главная партия проведена пять раз.

Двойные формы

В главе IV было показано, что простая трехчастная форма, в которой первый период не повторяется, а повторены вместе вторая и третья части, становится пятичастной:

a b a b а

Своей пятнчастностью такая форма слегка приближается к рондо, однако еще не становясь им, поскольку обе середины (Ь) —одинаковы. Если же обе середины одинаковы по музыкальному материалу, но он подвергся существенной переработке или перемещен в новую тональность, то приближение к рондо у такой формы уже несколько больше:

a b a b 1 а

Различие все же остается, так как для рондо, как известно, характерен контраст между эпизодами, который в рассматриваемой форме выражен не сильно. Поэтому для формы, в которой главная тема проводится трижды и обе середины — сходны, но не одинаковы, принято название: «двойная простая трехчастная форма». Рондообразность такой формы очевидна, и иногда сам композитор называет пьесы этого строения — рондо (см. Глинка. Опера «Иван Сусанин», каватина и рондо Антониды),
Столь же рондообразна структура сложной трехчастной формы с двумя трио (двойная сложная трехчастная). Как известно из главы V, пятичастность достигается иногда простым повторением трио и репризы:

А В А В А

Повторение трио в новой тональности — не типично, и гораздо чаще можно встретить введение второго трио:

А В А С А

Отличие такой формы от типичного рондо можно усмотреть Не только в характере тематики, но и в резкой разграниченности частей, которая свойственна сложной трехчастной форме.
Формой с двумя трио часто пользовался Шуман (см. скерцо его первой и второй симфоний, квартетов, ф-п. квинтета и т. д.).
Тройная форма простая или сложная (А В А С A D А) — большая редкость.

Область применения рондо

Как легко убедиться из приведенного ниже списка, рондо очень часто представляет собой самостоятельное произведение. Иногда оно так и называется «Рондо»; в других же случаях оно имеет какое-нибудь иное название, в частности—программной (последнее очень характерно для старой клавесинной музыки и для романтиков). Кроме того, рондо встречается и как часть циклического произведения, главным образом, в заключительных частях — финалах, иногда — в средних. Очень редко рондообразная форма придается одной из частей сложной трехчастной формы, пример чего встречается в скерцо из пятой симфонии Бетховена.
В русской музыке рондо встречается часто в вокальном жанре, в прямой связи со структурой текста, диктующего многократную повторность, присущую этой форме. Выше было сделано замечание о рондообразной структуре больших частей в некоторых русских операх. Разнообразие возможностей при такой широкой трактовке формы, конечно, меняет дело, и связь разнообразных частей указанного рода с первоисточником остается совсем внешней, отражающейся лишь на плане в общих его чертах и не влияющей обязательно на характер музыки.